Кружева иголкой
Ирландское кружево с фоном бридочками. (Рис. 940).
Из ирландских кружев самые простые те, фигуры которых, образованные различными сортами тесьмы, соединены бридочками стежками через край и паучками с русскими стежками для заполнения. Мы приводим, как образец, кружево рис. 940, для которого употребляют гладкую тесьму и тесьму медальонами.
Бридочки стежками через край исполняются сообразно объяснениям, данным для рис. 864; русский стежок по рис. 874, а для паучков штопальным стежком см. главу "Филе" (рис. 673 и 674).
Нижний край кружева оканчивается тесьмой с пико, пришитой стежками через край.
Приклад. Льняные нитки для вышивания D.M.C. № 50, слабокрученные нитки для вышивания D.M.C. № 50,белые льняные нитки для кружев D.M.C. №50.
Ирландское кружево с фоном петлями. (Рис. 941).
Исполнение этого кружева требует более времени и труда, нежели предшествующее. Нашив и собрав тесьму, заполняют фон стежками фиг. 918. Чтобы совершенно правильно сделать это заполнение, мы советуем начертить несколько вспомогательных линий на навощенной бумаге затем следовать по линиям, чтобы исполнить различные ряды стежков.
Когда фон будет окончен, переходят к заполнению фигур, для чего выбирают швы рис. 892,905 и 907. Край кружева отделывается фестонами, украшенными пико по способу почтового шва (рис. 939). Здесь употребляются тонкие льняные нитки, чтобы собрать тесьму, и более толстые нитки для кружевных швов.
Приклад. Для собирания тесьмы: льняные нитки для вышивания D.M.C. № 70, белые; для кружевных швов: льняные нитки для кружев D.M.C. № 45, белые.
Венецианское кружево. (Рис. 942, 943, 944, 945, 946, 947, 948).
По большей части, под названием "Венецианских кружев" подразумеваются кружева, исполненные иголкой, контуры которых окаймлены богатыми очень рельефными фестонами. Кружевницы называют эти рельефы "brodes".
Сначала, как в большинстве рукоделий, нужно приготовить узор, начинают с того, что подкладывают черную матовую бумагу под рисунок, переведенный на бумагу (существует специальная бумага для этого); затем делают на этой последней дырочки на равном расстоянии одна от другой, снимают восковую бумагу и прикрепляют черную бумагу на довольно толстое полотно.
Окончив это, берут от 3-5 ниточек той нитки, которой будут исполнять кружево, кладут эту прядочку на линии, обозначенные проткнутыми дырками, и закрепляют эту прядочку на каждой дырочке стежком, сделанным сверху ниток.
Рис.942, а также и другие рисунки этой же серии показывают естественную величину расстояний, которую нужно соблюдать между проколами, и кроме того тут видно также начало обведения чертежа, между тем, как рис. 943 показывает уже обведенный контур чертежа с исполненными гвоздиками, которые помещаются позднее на ажур.
Только окончив обводить ниткой контуры, можно делать ажуры или, собственно говоря, стежки. Эта часть работы должна быть исполнена с большой тщательностью, чтобы нитка сохранилась совершенно белой.
Для достижения этого берут голубую бумагу и покрывают все части чертежа, с которыми не думают тотчас работать; те же части, которые собираются отделывать, остаются открытыми.
Кроме того, надо взять кусочек бумаги немного больше, чем незакрытая часть, вырезать в нем маленькое отверстие приблизительно в 1 см диаметром и положить отверстием на то место, с которого хотят начать работу.
Ажуры будут исполняться только на открытом таким образом месте. Так как бумага остается неприкрепленная, то отверстие можно передвигать по мере того, как работа будет идти дальше или когда надо будет вернуться к прежним рядам (рис. 944).
Какого бы жанра ни были стежки, они должны закрепляться на линии чертежа, не слишком утолщая его.
Мы напоминаем еще раз нашим читательницам: швы тонких кружев делаются всегда ушком иголки к работающей концом к внешней стороне. Работая таким образом, получают более правильное и более точное исполнение.
Итак, заполняют последовательно все части ажура, который распределяют, смотря по узору, заполненными или более прозрачными ажурами, до тех пор, пока все пустые места чертежа будут заполнены (см. рис. 945 и 946).
Когда все ажуры сделаны, покрывают контур очень плотными стежками.
Старинные Венецианские кружева отделываются, кроме того, фестонами с очень отчетливыми рельефами, или "brodes", которые плотно заполняются нитками, как мы уже объяснили на рис.150, для Венецианского кружева.
Приклад. Для ажуров нитки льняные для вышивания D.M.C. № 90. - Для чертежа и для заполнения: льняные слабокрученные нитки D.M.C. № 100.
Современное кружево, вязаное иголкой. (Рис. 949).
В выступающих мотивах, как на семи последних рисунках, контур окаймляется, как только окончены заполненные места; но в кружевах, части которых соединяются бридочками или сеткой, контуры окаймляются после всего.
Так, в кружеве рис. 950 сначала кончают контуры внутри цветков и усиков, затем прибавляют сетку, которую можно заменить бридочками с пико, уже после всего делают рельефы и внешние фестоны.
Рис.949. Новое кружево. Вязание иголкой
Этот жанр кружева требует такой же подготовительной работы, как и Венецианское кружево, только обыкновенно употребляемые швы кружева представляют менее разнообразия. Здесь чаще всего встречаются швы рис. 908 и 890.
Приклад. Нитки льняные для вышивания D.M.C. № 90 и слабокрученные льняные нитки D.M.C. № 100, белые.
Кружево Ретичелла. (Рис. 950 и 951).
Кружева Ретичелла делаются большею частью на чертеже нитками, подобными тем, которые служат для исполнения работ, о которых мы только что говорили.
Но так как этот способ исполнения был изменен в кружевах, которые мы сейчас будем описывать, то мы сочли полезным применить здесь этот способ упрощения, который часто употреблялся в прекрасных старинных работах и который состоит в замене бридочек, сделанных обыкновенным способом - иголкой, тканой тесьмой.
Сначала прикрепляют тесьму; здесь очень тонкую тесьму D.M.C., посредством трех маленьких стежков вперед иголку, вдоль линии рисунка.
Укрепив тесьму радиусами, начинают делать в центре бридочки, покрытые петельными стежками, на которых делают ряд стежков по рис. 922, затем рядом помещают другую бридочку, для которой поднимают петельку стежков предшествующего ряда, новый ряд, подобный второму, который заканчивается пико по рис. 870.
Основание пирамиды покоится на бридочках, окаймленных петельными стежками с обеих сторон и отделанными пико к внутренней стороне. Стежки первого ряда не следует делать очень частыми, чтобы стежки второго могли поместиться между первыми, как мы уже объясняли в рис. 684, в главе "Филе".
Для внутренней части пирамиды делают швы, представленные на рис. 672, в главе "Филе", пико, которые их окружают, должны быть исполнены по рис. 869.
Углы отделаны бридочками, образующими полукруги.
Кружево было исполнено так, как показано на рис. 950, в естественную величину, эльзасскими нитками D.M.C. № 100, между тем как второй рисунок представляет тот же мотив и указывает возможность превосходно исполнить ту же работу более толстыми нитками, так как здесь взяты эльзасские нитки D.M.C. № 25, которые служили для исполнения объяснительных деталей рис. 951.
Приклад. Для ажуров эльзасские нитки D.M.C. № 25 или 100, экрю. Для бридочек: очень тонкая тесьма D.M.C. № 3-8, экрю.