Вышивка по полотну и батисту
Есть различные способы вышивки по полотну и батисту, служащей для украшения столового и носильного белья и платья. Мы начнем с самого простого шва - фестоном и гладью.
Дальше мы даем швейцарское шитье с прозрачным фоном, вышивку Мадэр, Ренессанс и Ришелье, Венецианское шитье - подражание венецианскому кружеву, как требующее наиболее художественного исполнения.
В конце главы идет датское шитье "Хедебо" и вышивка "строчкой", которая очень часто употреблялась в XVIII веке для отделки белья и платьев.
Подготовительная работа. - Обыкновенно работу натягивают на клеенку или в пяльцы. Только очень искусные вышивальщицы обходятся и без того, и без другого (или избегают), так как эта работа очень стягивает материю.
Если работают без пялец и клеенки, то место, на котором вышивают, натягивают на указательный палец левой руки, стараясь не вытягивать вкось материи, иначе узор выйдет кривой.
Три последние пальца придерживают кусок, большой палец придерживает место, на котором идет вышивка, ниже контура рисунка. К ладони должна быть обращена внешняя линия рисунка, наведенного двойной линией.
Перевод рисунков. — Обыкновенно можно найти рисунки переведенные. Но так как часто приходится воспроизводить, увеличивать и уменьшать рисунок, необходимо уметь это делать самим. Указания для этого мы даем в главе "Технические указания".
Материал. - Различный род вышивки требует и различного материала: ниток матовых или блестящих, шелка, крученых или мягких ниток. Все зависит и от материи, и от узора, и от жанра вышивки. Настилка делается нитками для приметки или для штопки.
Вышивка, представляющая соединенные группы фигур (Ришелье, Ренессанс) делается двумя сортами ниток: более мягкими и более жесткими.
Для вышивки "Мадер" существуют специальные нитки — Мадейра.
"Хедебо" исполняется также специальными нитками.
Контуры и настилка. Очень важно для вышивки, чтобы контур узора был ясен, иначе работа принимает небрежный, неаккуратный вид.
Для обметки контуров берут нитки толще, чем для вышивания. Нитку закрепляют несколькими стежками вперед иголку. В этой работе совершенно не допускается узлов. Всю обметку заканчивают вперед иголку.
Пространство между обоими рядами обметки настилается вперед иголку взад и вперед, настолько часто, чтобы вышивка вышла выпуклой.
Эта подготовка работы ясно видна на рис. 81-85.
Если нужно возобновить нитку в зубце, то ее вытягивают между предпоследним и последним стежком и продолжают зубец, - или какой угодно другой шов, - делая стежки через оба кончика.
Шов гладью.
Гладью называется вышивка выпуклыми мотивами, которые исполняются прямыми или косыми стежками, сделанными поперек настилки. Гладью вышивают цветы, листья, цифры и буквы.
Фестонный шов. (Рис. 69).
Этот шов исполняется слева направо. Нитку придерживают большим пальцем левой руки, ниже наметки и выходит ниже, в петлю.
Стежок притягивают, но не стягивая материи. Следующие стежки исполняются также и возможно ближе один к другому.
Косой шнурочек. (Рис. 70).
Шов - слева направо, через наметку в 1 ряд. Иголку вкалывают выше и выдергивают ниже наметки. Если нужно сделать очень тонкую линию, иголкой захватывают нитки, лежащие только непосредственно под наметкой.
Прямой шнурочек. (Рис. 71).
Шов делают слева направо, через наметку. Чтобы придать большую выпуклость, сверху наметки кладут еще крученую нитку. Стежки делаются вертикальные, близко один к другому. Этот шов, главным образом, употребляется в буквах и монограммах.
Стебелек. (Рис. 72).
Шов без наметки, через 1-2 нит. в ширину и через 4-6 нит. в длину. Каждый последний стежок наполовину выступает дальше предыдущего. Стебельком делают обыкновенно контуры монограмм, больших букв, цифр и набивных узоров на скатертях, салфетках и пр.
Рис. 73. Строчка
или песочный шов
Строчка или песочный шов. (Рис. 73).
Шов справа влево употребляется для заполнения пространства между двумя линиями контура на очень тонкой материи, особенно на батисте. Его можно сделать и в виде разбросанных стежков (без настилки).
Рис. 74. Перекрестная
строчка. Лицо
В таком виде, какой дан на рисунке, он называется строчкой, а если стежки мелкие и с промежутками, то — песочным швом.
Перекрестная строчка. (Рис. 74 и 75).
Этот шов делается на очень прозрачных материях, так что с лица просвечивают крестики, сделанные на изнанке.
Первый стежок делают, как для простой строчки. Потом конец иголки проходит снизу, наискось, ко второй линии контура, где выходит почти напротив первого стежка первого контура.
Рис.75. Перекрестная
строчка. Изнанка
Закончив этот стежок, иголку опять пропускают под материей и вытягивают на верхнем контуре, на расстоянии одного стежка, который и делают (2-й вверху); потом опять иголка идет наискось, вниз.
Другой способ исполнения шва, с пересекающимися с изнанки нитками, изображен на рис. 75. Эту изнанку во многих случаях делают налицо.
Шов строчкой встречается еще в ажурной работе по полотну и в вышитом кружеве.
Простые точки. (Рис. 76).
Шов точками та же строчка, только стежки здесь двойные с промежутками.
Простые узелки. (Рис. 77).
Каждый узелок состоит из петельки и одного стежка строчки.
Нитку продергивают снизу вверх. Вкалывают иголку опять в то же отверстие, потом опять назад через 1-2 нитки материи, накидывают на нее петлю и притягивают.
Петлю закрепляют маленьким простым стежком.
Двойные узелки. (Рис. 78).
Закрепив нитку, иголку кладут тут же, рядом, два раза навивают на нее нитку (справа налево), придерживая нитку большим пальцем левой руки.
Потом поворачивают кончик иголки слева вправо - по стрелке - и вкладывают ее в материю немного позади того места, откуда вышла нитка.
Почтовый шов. (Рис. 79)
Почтовый шов часто употребляется для исполнения мелких цветов и листочков и заменяет в этих случаях гладь. Исполнение напоминает узелки. На рисунке пять листочков уже закончены, а шестой начинается.
Иголку вкалывают в материю на вершине листочка и проводят конец (до половины) вверх около стебелька. Левый большой палец кладут на ушко иголки, а правой рукой навивают на кончик столько раз, чтобы покрыть расстояние от стебелька до вершины листочка.
Потом передвигают большой палец левой руки на образовавшуюся на иголке спираль, сквозь которую продергивают иголку и остальную нитку, вкалывают иголку опять в вершину листочка и вытаскивают ее там, где это нужно для следующего стежка.
Рис. 80. Дорожка
фестонным швом
Дорожка фестонным швом. (Рис. 80).
Если на узоре есть ажурная дорожка, то сначала наметывают контур, каемки и вышивают его фестонным швом с одной стороны.
Когда первый край дорожки закончен, начинают вышивать второй.
Дойдя до перекладинки, перебрасывают нитку к первому фестону, захватывают фестонный шов, опять перебрасывают назад, захватывают петлю первого фестона (вторая половина рис. 80), опять захватывают петлю нижнего контура и через протянутые 3 нитки, не захватывая материи, делают фестон.
Материя под перекладинами, между краями дорожки, вырезается, когда работа окончена.
Различные виды зубцов. (Рис. 81, 82, 83).
Наметка и настилка такая, как мы объясняли в начале этой главы.
Шов - тот же, как описан выше. Разница только в том, что стежки удлиняются и укорачиваются соответственно форме и ширине фестонов.
Стежки на внутренней стороне фестонов должны лежать теснее, — особенно на остром кончике, — чем на внешней стороне.
Вырезные фестоны. (Рис. 84 и 85).
Так называют большие фестоны, из которых каждый состоит из нескольких зубчиков, круглых или острых.
На рис. 84 изображен ряд фестонов с круглыми зубчиками.
На рис. 85 - ряд фестонов с острыми зубчиками, соединенных прямой перекладинкой.
Глазки. (Рис. 86, 87, 88).
Сначала делают контур глазка вперед иголку. Потом острыми кончиками ножниц вырезают кружок в середке и обметывают частыми стежками через край всю дырочку.
Если нужно сделать ряд глазков, то обметывают половину глазка, до прикосновения к смежному, потом переходят на противоположную половину этого смежного и т. д. Потом возвращаются назад, обметывая вторые половины.
В точках соприкосновения кружков нитки обметки перекрещиваются. Шов через край переходит с одного глазка на другой таким же образом.
Значит, в точках соприкосновения кружков нитки пересекаются четыре раза, и это придает большую прочность работе, чем если бы просто переходить от одного кружка к другому.
Глазки рис. 87 и 88 вышиваются очень короткими стежками сверху. Стежки постепенно удлиняются, а потом постепенно укорачиваются.
Иногда весь кружок исполняется фестонным швом. Иногда фестонный шов на узком крае переходит в шов через край, как на рис. 88.
Рис. 89. Шесть способов исполнения листьев
Шесть способов исполнения листьев. (Рис. 89).
Начертив и обметав контур, делают возможно густую настилку. Потом начинают вышивать листок сверху (А), покрывая его гладкими стежками справа налево, очень близко один к другому.
Листок В со щелью посредине и вышит прямо гладью.
Листок С такой же, как предыдущий, но в середине проходит нерв, сделанный в шнурочек.
Листок D сделан гладью вкось, довольно длинными стежками.
Листок Е - узкой гладью с нервом в шнурочек.
Листок F - наполовину прямой гладью, наполовину песочным швом с контуром в шнурочек.
Можно выбрать любой из этих способов вышивания для всякого рисунка, будет ли он взят с натуры или фантастический.
Рис. 90. Шесть способов исполнения горошка
Шесть способов исполнения горошка (Рис. 90).
Хорошо исполненный "горошек" очень украшает работу, особенно, если он сделан разными способами.
Горошек А сделан просто гладью. Настилка делается стежками звездочкой;
Горошек В - гладью с песочным швом вокруг;
Горошек С окружен узелками;
Горошек D сделан большими и маленькими стежками почтового шва и окружен шнурочком;
Горошек F состоит из маленького глазка в центре и шнурочка по контуру.