Ручной шов
Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной
Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.
Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.
Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.
Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.
Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.
Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.
Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.
Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.
Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.
Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.
Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.
Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.
Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.
Наперсток. Стальной наперсток лучше костяного, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.
Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.
Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.
Рис.1. Укрепление нитки подле ушка
Укрепление нитки подле ушка. (Рис. 1)
Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.
Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.
Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.
Нитки.
Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.
Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.
Цветные нитки мы рекомендуем "Альза D. М. С.", блестящие, заменяющие недорогой шелк.
Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой
Положение рук при шитье с подушечкой. (Рис. 2).
Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.
Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.
Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.
Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла пальцами
Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки
Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)
Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.
Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.
Стежки.
Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.
Шов вперед иголку. (Рис. 4).
Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.
Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.
Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.
Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.
Шов за иголку. (Рис. 5).
Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.
Строчка. (Рис. 6).
Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.
Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.
Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.
Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.
Рубец строчкой. (Рис. 7).
Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.
Простой рубец. (Рис. 8).
Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.
Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.
Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.
Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.
Рубец с орнаментом. (Рис. 9, 10).
На белье, где рубец не только закрепляет край, но служит и украшением, его делают в виде ажурной дорожки, вроде тех, какие мы даем в главе об ажуре, или же украшают стежками, исполненными цветной ниткой.
Прежде чем начать цветную вышивку, делают рубец, как указано на рис.8. Для вышивки мы рекомендуем нитки D.М.С. (Coton a broder, Coton perle, Lin froche). Для тонких и прозрачных материй - Soie moulinee и Soie de Perse D.M.C., которые можно рассучить, если нужно.
Для шва рис. 9 берут материю с лица - рубец обращен кверху - в левую руку и вкалывают иголку (начав слева) в край подшивки, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку таким же образом через шесть ниток правее и т. д. Таким образом, весь рубец покрывают косыми стежками слева направо.
Второй ряд стежков делается в обратную сторону, т. е. справа налево. Иголку надо вкалывать в те же места, как первый раз, и стежки будут перекрещиваться по ребру рубца: орнамент выйдет одинаковый с обеих сторон материи.
Рубец рис. 10 также надо начинать слева, с лица. Проткнув нитку сквозь рубец, делают три петельных стежка (см. рис. 36 и 37), выходящих снизу из одной дырочки. Пропустив шесть ниток, исполняют следующий тройной стежок и т. д.
Эти тройные стежки располагаются веером.
Запошивка. (Рис.11)
Складывают вместе краями, по прямой или косой нитке, два куска материи, приметывают, отступя немного больше 1 см. Делают шов за иголку или строчкой по наметке. Потом аккуратно срезают половину оставленного края на одном из кусков, загибают более широкий край, как для рубца, и подшивают его, тоже как рубец. Подвигаясь постепенно дальше,надо проводить указательным пальцем левой руки по нижней стороне шва, чтобы он был глаже.
Шов должен выйти совершенно плоским. Прежде чем подвернуть рубец, хорошенько расправить материю и провести по нему наперстком или ребром сложенных ножниц.
Круглая запошивка.
Первый шов делается, как и в предыдущем случае, потом вырезают лишний внутренний край, оставляя 4 нитки.
Внешний край закручивают большим пальцем левой руки вместе с подрезанным краем. Закрепив нитку и сделав 4-5 стежков, опять закручивают край, опять делают 4-5 стежков и т. д. Этот шов должен образовать с изнанки жгутик, похожий на круглый шнурок, нашитый на первый шов.
Возобновление нитки. (Рис. 12).
При шитье белья узелков не делают. В рубце заправляют оба конца, старый и новый, под рубец. Когда берут новую нитку в шве за иголку или в строчке, то соединяют кончик с новой ниткой, слегка засучивают их справа налево, потом, придерживая большим пальцем, делают стежки через кончики, закрепляя их.
Шов через край. (Рис. 13).
Этот шов употребляется для соединения двух кромок. Для правильности лучше сначала сметать шов.
Иголку вкалывают сзади, на одну нитку от края. Следующий стежок делается левее, через две нитки.
Не надо очень притягивать нитку, чтобы стежки вышли свободными. Когда шов доведен до конца, куски материи разгибают и шов расправляют с изнанки наперстком. Кромки должны прийтись край в край, но не заходить одна на другую.
Рис.14. Шов через край
для верхнего платья
Шов через край для верхнего платья. (Рис. 14).
Для верхних вещей и заплат употребляется также шов через край, причем иголка идет слева направо, но вкалывается не к себе, а от себя.
Лучше всего сначала приметать и придерживать материю только большим и указательным пальцами, чтобы не вытянуть какой-нибудь стороны.
Рис. 16.
Старинный
шов через край
Старинный шов через край. (Рис. 15 и 16).
Уладив кромки, как для предыдущего шва, вкалывают иголку снизу, сначала в левую кромку, за две нитки; потом, вытащив иголку, ее вкалывают в правую кромку и вытаскивают. Потом опять в левую и т. д. Между стежками промежуток в две нитки. Таким образом, нитки пересекаются между кромками и в силу этого шов получается плоский.
Рис. 15.
Старинный
шов через край
Такого рода шов в старину употребляли всякий раз, когда ткань была недостаточно широка для своего назначения или когда хотели замаскировать соединение полотнищ.
Для стачиванья полотна для простынь и т. п. употребляют подобный же шов (Рис. 16), но стежки делают немного наискось.
Ажурные соединительные швы. (Рис. 17,18,19).
Эти швы употребляются для тех же целей, как и швы рис. 15 и 16. Для ажурных соединений соединений нужны крепкие нитки, вроде бумаги для вязанья (Lin a´ tricoter D.M.C).
Рис.18. Ажурный
соединительный
шов
Работу держать перед собой прямо, так чтобы обе кромки были параллельны. Потом, закрепив нитку в левой кромке, пропускают иголку в правую кромку, за две нитки, чтобы выдернуть ее выше нитки.
Потом нитку перекидывают наверх и делают узелок. Потом возвращаются опять к левой кромке, через три нитки от первого стежка, потом в правую кромку, через 3 нитки, образуют узелок, как первый, и т. д. Правые и левые стежки таким образом чередуются.
Рис.17. Ажурный
соединительный
шов
Шов, изображенный на рис. 18, образуется группами по три стежка зубчиком. Группы обоих краев чередуются. Первый и третий стежки в каждой группе делаются за две нитки, средний стежок - за четыре. Между группами по 5 ниток.
Рис.19. Ажурный
соединительный
шов
Шов рис. 19 употребляется при отделке белья цветными вставками. Можно расширить такую прошивку по желанию, вставив две или несколько полос между кусками материи.
Можно при этом взять ленту, тесемку или полоску материи, которую взять вдвое, подвернув края внутрь.
Вставка соединяется с материей двумя рядами столбиков шва через край. (Нитки: Fil d´Alsace D.M.C. или Lin a´broder D.M.C.).
Хорошо приметать края материи и вставку к полосе клеенки, чтобы не стянуть какого-нибудь края.
Ряды петель надо начать слева, от края материи, а не от края вставки. Иголку вкалывают в прошивку за две нитки от края и вытягивают правее нитки.
Потом перевивают протянутую нитку, образуя столбик и протягивают иглу в край материи справа, через 3 нитки от предыдущего стежка.
Необходимо оставлять везде одинаковые промежутки и делать столбики вертикально.
Рис. 20.
Двойной или
французский шов
Двойной или французский шов. (Рис. 20)
Материи, которые легко высыпаются, соединяют часто двойным швом, известным под названием "французского". Куски материи складываются изнанка к изнанке, и, немного отступя от края, сшиваются вперед иголку.
Когда шов закончен, работа выворачивается наизнанку, шов аккуратно приглаживается. Потом делается второй шов (вперед иголку или за иголку) настолько дальше первого, чтобы не вылезали нитки налицо.
Этот шов обыкновенно употребляется для верхних вещей из легких материй, на которых запошивка вышла бы слишком грубо.
Рис.21.
Двойной шов с
орнаментацией
Рис.22.
Двойной шов с
орнаментацией
Двойные швы с орнаментацией. (Рис. 21 и 22).
Сначала загибают оба края, потом кладут один на другой таким образом, чтобы нижний край (со стороны указательного пальца) выступал немного над верхним. (Рис. 21).
Иголку продергивают сначала через материю, которая выступает, и потом пропускают немного наискось в верхнюю материю.
Этот шов употребляется для прикрепления подкладки в верхних вещах.
Рис. 22 показывает другой двойной шов, которым соединяются два куска материи с лица.
Загиб делается как для рубца и шов тот же, только иголка проходит через материю, сложенную в шесть раз.