Вышивание по канве
Начало вышивания по канве относится к самой глубокой древности и эта работа всегда составляла одно из самых любимых дамских занятий.
В настоящее время под вышиванием по канве подразумевают всякого рода шитье по сосчитанным ниткам, в котором законченные стежки совершенно покрывают ткань, служащую фоном. Существует очень много различных видов вышивания по канве. Таковы все вышивки крестиком по канве, вышивки полукрестом, гобеленовое шитье, шитье вперед иголку; потом вышивка венгерским швом, работы узловым швом, вязальным швом и т. д.
Мы начинаем эту главу с некоторых указаний касательно тканей и материала, нужных для этой работы. Потом мы займемся объяснением способа исполнения различного шитья и закончим несколькими простыми рисунками для фонов, бордюров и ковров.
Ткани.
Ткань, по которой исполняется настоящая работа, называется канвой. Она имеется в продаже двух очень различных сортов: гладкая канва, сотканная в одну нитку, и канва Пенелопа, где нитки соединены по две вместе. Эти два сорта канвы делаются различной толщины.
Смотря по тому, каким швом хотят вышивать, выбирают ту или другую канву. Но в сущности почти все виды вышивания могут быть исполнены как на простой, так и на двойной канве.
Только для ковров лучше брать для фона полотно, а не канву, потому что его мягкие нитки лучше стягиваются вместе, чем твердые нитки канвы.
Подготовительная работа.
Вышивать по канве можно в пяльцах или просто на руках. В последнем случае на канву кладут тяжелую свинцовую швейку, чтобы она не растянулась.
Перед тем, как начать работу, делают расчет клеток канвы. Подробности этого расчета помещены в главе "Вышивка по полотну и батисту".
Иголки.
Иголки, употребляемые для вышивания по канве, очень длинны, толсты и тупы на конце. Ушко их удлинено и настолько широко, что легко пропускать всякую нитку или шерсть. Эти иголки имеются во всех магазинах дамских рукоделий и в галантерейных, где они и продаются под названием иголок для вышивания.
Приклад.
Долгое время вышивали только шерстью или шелком, но несколько лет тому назад, когда окраска и фабрикация хлопчатобумажных ниток сделали громадные успехи, эти нитки стали играть большую роль в вышивании по канве.
Конечно, шелк до сих пор занимает первое место для богатых работ; но его нельзя рекомендовать для вещей, которые будут употребляться часто. Его природная нежность и хрупкость не могут противостоять внешним влияниям и времени.
С другой стороны, шерсть, конечно, более крепкая, чем шелк, непрактична потому, что в ней заводится моль, съедающая ее. Зато хлопок и дешевле шелка, и крепче его, и не так легко портится, как шерсть; кроме того, если цвет ее пострадал от долгого употребления, ее часто легко восстановить самыми простыми приемами.
Между сортами бумаги, подходящими для вышивания, мы особенно рекомендуем два: специальное мулине D.M.C. и бумагу перле D.M.C. Оба отличаются мягкостью и блеском. Бумага перле, так же как и шерсть, делается теневая.
Специальное мулине D.M.C. есть мягкая, слабо скрученная бумажная нитка, хорошо заменяющая шерсть и шелк обыкновенного качества там, где нужно заполнить большой, гладкий фон.
При помощи х/б перле D.M.C. и теневого перле D.M.C. получается очень рельефное шитье. Эти нитки употребляют предпочтительно в тех случаях, где по самой форме законченного стежка, несколько ниток перекрещиваются.
Кроме этих двух сортов ниток, с успехом заменяющих шерсть и шелк во многих случаях, назовем еще, для более простых работ, льняные нитки мулине D.M.C., штопальные нитки D.M.C. и х/б нитки для вышивания D.M.C.
В очень богатых работах, если хотят исполнить их целиком из шелка, следует взять шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. Во всяком случае, нужно выбирать такой материал, чтобы его стежками покрывалась вся канва, так как нитки ее не должны быть видны между рядами стежков.
Простое шитье крестиком. (Рис. 318).
Простой крестик, иначе называемый меточным или русским, есть основание всех видов шитья по канве. Он состоит из стежка вперед и стежка назад. Для первого пропускают нитку в косом направлении, слева направо, поверх двух ниток канвы, и потом втыкают иголку вертикально под двойную поперечную нитку. Возвращаясь назад, делают такой же стежок справа налево и эти два стежка накрест и составляют простой крестик.
Полукрестик. (Рис. 319).
Когда нитка слишком толста сравнительно с канвой, чтобы сделать полный крест, то пропускают сначала нитку справа налево по всей линии, которую должны покрыть стежки, и уже сверх этой нитки делают только половину крестика. Обыкновенно употребляют этот вид шитья для заканчивания работ, купленных с начатым рисунком.
Прямое гобеленовое шитье. (Рис. 320).
Эти стежки всегда делаются горизонтальными рядами. Ниткой захватывают сверху и вертикально две нитки канвы и между каждым стежком оставляют каждый раз по одной нитке канвы.
Косое гобеленовое шитье. (Рис. 321 и 322).
Косое гобеленовое шитье исполняется на гладкой канве (конгресс) через одну вертикальную нитку и через две горизонтальные. Если работают на пяльцах, то можно делать стежки рядами, идя вперед и потом назад, но если работать на руках, то нужно перевернуть канву не наизнанку, а низом кверху, и выпустить иглу за последним стежком. Если работают на двойной канве, необходимо взять иглу потолще, хорошо раздвигающую нитки канвы и непортящую ту нитку, которой шьют.
Прямое гобеленовое шитье и косое особенно хороши для имитации старинных гобеленов, потому что при помощи их можно действительно достигнуть большого сходства с оригиналами.
Шитье рубчиками. (Рис. 323).
Это шитье представляет собой имитацию репса. Оно делается вертикальными рядами, через одну поперечную и две вертикальные нитки.
Полукрест. (Рис. 324).
Это не что иное, как первый стежок шитья обыкновенными крестиками, сделанный через одну только нитку. На рисунке видно, как делается обратный ход справа налево.
Если стежки должны быть очень ровные, нужно с изнанки подвинуть нитку на две нитки канвы вперед.
Полукрест делается обыкновенно вместе со стежками шитья другого рода. Так, например, делают цветы, нежные листочки, тело (в рисунках с персонажами) полукрестом, а остальные части рисунка крестом или каким-либо другим аналогичным шитьем.
|
Широкое гобеленовое шитье. (Рис. 325).
Покрывают две вертикальные нитки и три горизонтальные. Следующие стежки делаются через одну вертикальную нитку.
Захватывающий гобеленовый шов. (Рис. 326).
Мы рекомендуем этот шов для заполнения больших фонов. Он состоит из косых стежков через пять ниток вверх и одну в ширину, причем между стежками оставляют одну нитку.
Второй ряд стежков начинается не на пять, а только на четыре нитки ниже первого. Таким образом, стежки в своей верхней части захватят нижнюю нитку канвы первого ряда, почему и названы захватывающими.
Удлиненный крестик. (Рис. 327).
Можно делать крестики через одну и две нитки или через две и четыре. Эти стежки особенно подходят для заполнения фонов, потому что, покрывая собой двойное количество ниток канвы, они требуют для своего исполнения только половину времени, нужного для вышивания обыкновенным крестом.
Можно разнообразить этот вид шитья так: изменяют порядок крестов, т.е. поднимают один ряд на одну нитку выше предыдущего или следующего за ним.
Удлиненный крестик со строчкой. (Рис. 328).
Исполнив крестик так, как сказано для рис. 327, т. е. через четыре нитки в вышину и две в ширину, прихватывают его посредине горизонтальным стежком строчкой через две нитки канвы.
Двойной крестик. (Рис. 329).
Делается обыкновенный крестик над каждым вторым пересечением ниток канвы; затем делают второй ряд стежков между стежками первого ряда, но через одну и три нитки, так что эти вторые стежки сверху и снизу выдаются над первыми. В следующих рядах квадратный крест приходится против длинного и длинный — против квадратного.
Рисовые кресты. (Рис. 330).
Сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик.
Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых - более тонкую нитку другого цвета.
Шитье чередующимися крестами. (Рис. 311).
Эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз, как показано в последнем ряде крестов на рисунке.
Идя обратно, кончают кресты и пропускают нитку, всегда по прямому направлению, под двумя нитками канвы.
Во втором ходе туда и назад стежки противополагаются первым. Для этих вторых стежков часто берут золотые нитки. Самые выгодные для этой работы нитки — это тонкое золото D.M.C. или золотое "шине" D.M.C.
Переплетенные крестики. (Рис. 332).
Эти крестики требуют довольно большого внимания, если желают сделать их, идя вперед и потом назад. Если же не хотят положить на них уж очень много труда, лучше каждый раз подводить нитку опять к началу. Нитку проводят через четыре нитки канвы в ширину и две нитки в высоту книзу, а на изнанке, справа налево, - под двумя нитками, как оно, впрочем, и видно на рисунке.
Стежки папоротником. (Рис. 333).
Эти стежки делаются последовательными рядами; нитка проводится через две двойные нитки канвы, в высоту и в ширину, и идет справа налево в горизонтальном направлении под двойной средней ниткой канвы внизу и опять поднимается вкось, через две двойные нитки вверх, к правой стороне.
Стежки жилкой. (Рис. 334).
Стежок делается вкось, через две или четыре нитки в направлении высоты и ширины, и потом нитку приводят назад под точкой отправления первого стежка. Второй ряд стежков делается в обратном направлении, а когда ряды кончены, то между каждыми двумя наклонными рядами стежков делают ряд строчки другого цвета.
Шитье "рыбьи косточки". (Рис. 335).
Этот стежок отличается от предыдущего тем, что нитку проводят через три или шесть ниток канвы и что закрепляют ее стежком за иголку, сделанным через последний переплет канвы. Такие "рыбьей косточкой" стежки делаются, смотря по наклону длинного стежка, либо слева направо, либо справа налево.
Тканый шов. (Рис. 336).
Сначала проводят нитку по диагонали через все количество ниток канвы, по которым хотят вышивать, затем покрывают эти прямые стежки другими через край. Если для этой работы берут двойную канву, то вторые стежки пропускаются между двойными нитками ее. В последующих рядах вторые стежки перемежаются с такими же предыдущего или последующего ряда, что и придает вышитой поверхности вид ткани.
Кашемировое шитье. (Рис. 337).
Чтобы получилась имитация кашемира, делают поочередно один стежок через один переплет, а другой через два как в вышину, так и в ширину.
Флорентийское шитье. (Рис. 338).
Для этого рода работы стежки вышиваются вкось, проводя регулярно нитку через два и четыре переплета двойной канвы.
Мозаичное шитье. (Рис. 339).
Первый ряд этого вышивания состоит из одного короткого и другого длинного стежка, сделанных вкось. Во втором ряду дополняют рисунок, прибавляя второй стежок. Третий ряд делается опять как первый.
Венгерское шитье. (Рис. 340).
Чтобы яснее показать исполнение этого шитья, мы изобразили его на рисунке двух цветов, но когда им будут заполнять какой-нибудь фон, то, разумеется, его сделают одноцветным. Этот стежок делается горизонтальными рядами, захватывающими друг друга так, что фон совершенно закрыт.
Начинают с вертикального стежка через две нитки канвы, потом делают второй стежок через четыре нитки так, что он вверху и внизу выступает на одну нитку дальше первого, и заканчивают вертикальным стежком через две нитки. Дальше, пропустив две нитки канвы в ширину, делают вторую группу стежков и т. д.
На рисунке видно, как во втором ряду длинные стежки расположены как раз посредине двух групп стежков. Таким образом, все стежки сходятся.
Шитье ренессанс. (Рис. 341).
Этот стежок особенно подходит для работ большого размера.
Начинают с горизонтального стежка через две двойные нитки. Его закрепляют слева и посредине вертикальным стежком строчкой через одну двойную нитку, затем спускаются к следующей двойной нитке и делают еще горизонтальный стежок с двумя стежками строчкой. Эта серия стежков соответствует квадрату нарисованной модели (тип вышивки). Чтобы ясно выделить каждую группу стежков, мы сделали их двух отличных друг от друга нюансов.
Перевязанное шитье. (Рис. 342).
Проводят нитку через две нитки в ширину и шесть в вышину, затем переводят иглу вертикально на четыре нитки книзу, вкалывают ее двумя нитками выше, за предыдущий стежок и, следовательно, через средние нитки. После этого спускают иглу к линии стежков.
В следующих рядах стежки захватывают четыре нитки книзу и захватывают отчасти две нитки из первого ряда.
Смирнский крест или чертово шитье. (Рис. 343).
Сначала делают простой крестик через четыре нитки в ширину и в вышину. Затем над косым крестиком делают второй крестик, прямой. Можно делать эти стежки также через шесть и восемь ниток. Когда стежком захватывают более четырех нитей, то пропорционально с этим увеличивают и количество стежков.