Вышивание по канве
Шитье звездочкой. (Рис. 344).
Каждая звездочка состоит из восьми стежков, сходящихся в одном общем центре.
Начинают с косого стежка через одну двойную нитку, спускаясь справа налево, потом поднимаются вертикально под двойной ниткой канвы, делают вертикальный стежок на том же месте и за ним косой стежок от левого угла к центру.
Дальше следует горизонтальный стежок и так далее, пока не закончится вся звездочка. Чтобы звездочки были очень правильные, следует вышивать их горизонтальными рядами и начинать каждую группу стежков в одном и том же направлении.
Французское шитье. (Рис. 345,346,347).
Нитку проводят на место с изнанки, потом поднимают ее через две двойные или четыре простые нитки; пропускают нитку налево под двойную нитку, рис. 345, потом возвращаются на место, покрытое первым стежком, вводят иглу посредине между четырьмя нитками канвы и поворачивают ее книзу, рядом с первым стежком. Затем делают справа такой же стежок, как тот, который был сделан слева.
Окончив один стежок, пропускают иглу вкось под одну нитку, рис. 346, к следующему стежку. Весь рисунок исполняется косыми рядами.
Парижское шитье. (Рис. 348).
Это шитье обыкновенно делается по шелковой канве, но его можно также шить на всех бумажных и льняных тканях, упомянутых в этой книге.
Оно очень хорошо выходит на всевозможных фонах и особенно подходяще в тех случаях, когда желают, чтобы сквозь вышивание был виден фон, как показано на рис. Стежки захватывают две и шесть ниток или одну и три двойные нитки.
Греческое шитье. (Рис. 349).
Известное под этим именем шитье отличается от простого крестика наклоном ниток и тем способом, которым оно начинается.
Первый стежок делается снизу вверх и слева направо через две двойные нитки; затем с изнанки, горизонтально, под двумя двойными нитками, пропускают иглу назад и делают второй косой стежок книзу, чтобы закончить крест, слева направо на расстоянии четырех двойных ниток за местом начала первого стежка, и заканчивают крест.
Дальше вынимают иглу, пропустив с изнанки и горизонтально две двойные нитки. Следующий стежок совершенно подобен предыдущему.
Совершенно безразлично, с длинной ли стороны, или с короткой соединяют ряды; славяне предпочитают последовательные ряды, с короткими стежками, касающимися длинных, между тем как на многих греческих вышивках мы видим короткие стежки, соединенные с короткими же, а в следующих рядах - длинные стежки, соединенные с длинными.
Толстая нитка лучше, чем тонкая, потому что этот стежок только тогда хорош, когда закрывает весь фон.
Шотландское шитье. (Рис. 350).
Это шитье состоит из больших стежков, косо сделанных через одну, две, три, две и одну нить канвы, и образующих таким манером квадратики, отделенные друг от друга рядом маленьких стежков.
Мавританское шитье. (Рис. 351).
Вместо того, чтобы окаймлять квадратики со всех четырех сторон, их располагают косыми непрерывными рядами, так что они образуют ступеньки. Контуры квадратиков очерчены полу крестиками, сделанными через одну двойную нитку.
Восточное шитье. (Рис. 352).
Делают четыре стежка: один через один переплет канвы, второй через два, третий через три и четвертый — через четыре. Эти четыре стежка составляют треугольник, а эти треугольники располагаются вкось друг над другом.
Пустые места, остающиеся на краях рядов, заполняются гобеленовым шитьем.
Шитье раковинками. (Рис. 353).
Проводят нитку через шесть двойных ниток канвы в высоту и повторяют этот стежок четыре раза, всегда через одну двойную нитку. Затем иглу опускают или поднимают, и выпускают на лицо за третьей двойной ниткой в высоту, и между второй третьей в ширину, затем делают стежок за иголку через одну двойную нитку, соединяя этим четыре первых стежка в пучок, что придает им вид пучков ажурного шитья по полотну.
Через стежки за иголку пропускают два раза кругом нитку какого-либо яркого цвета, чтобы получился узор раковинками сверх нижних стежков. Горизонтальные стежки той же яркой нитки, сделанные через две двойные нитки, заполняют расстояние между каждыми двумя рядами пучков фона.
Шитье Жакар. (Рис. 354).
Когда требуется заполнить большие гладкие пространства, лучше выбирать такое шитье, не образуя отдельных узоров.
Шитье Жакар и другие виды шитья, которые мы сейчас опишем, принадлежат именно к таким сортам шитья. Они придают фону вид узорной материи.
Первый ряд состоит из шести косых стежков в вышину и шести в ширину; каждый стежок - через две двойные нитки. Для второго ряда делают столько же стежков, как для первого, но только через одну двойную нитку.
Византийское шитье. (Рис. 355).
Делают столько же стежков, как в предыдущем шитье, но с той разницей, что оба ряда стежков делаются через две двойные (или четыре простые) нитки канвы.
Миланское шитье. (Рис. 356).
Этот красивый фон получается от соединения маленьких треугольников, состоящих из четырех стежков и противопоставленных один другому. В первом косом ряду делают, спускаясь книзу, по одному стежку за иголку через три и два переплета канвы. В третьем ряду, спускаясь, тоже - через три и два переплета, а в четвертом, поднимаясь, через один и четыре переплета канвы. Длинные стежки последующего ряда расположены перед маленьким стежком, а маленький стежок - перед длинным стежком последнего ряда.
|
Шитье булавчатым бархатом и шитье остриженным бархатом. (Рис. 357).
Это шитье, подражающее восточным коврам и называемое также астраханским, состоит из петель, причем каждая такая петля закреплена крестиком. Эти петли легче всего делать на деревянном или костном валике, или же на широкой косточке из китового уса.
На рисунке ясно видно, как делается это очень простое шитье.
Его можно заменить, по желанию, другим, разрезая петли, что придает шитью бархатистый вид.
На нашем рисунке только средние петли разрезаны или "открыты". Это сделано потому, что можно вышить одну работу тем и другим манером одновременно.
Так, можно исполнить булавчатым бархатом и остриженным узор, изображенный на рис. 382 и 383. Первым манером будут исполнены внутренние части, а вторым - края.
Вышитые по канве фоны.
За объяснением разного рода шитья мы помещаем небольшую серию фонов, которые могут быть полезны, когда требуется заполнить большие пространства.
Чаще всего такие фоны делаются одноцветные, или же двух оттенков одного цвета, смотря по узору, для которого они предназначаются.
Прикладом может служить слабо крученая бумага, или же крученая. Это зависит единственно от рода шитья. Мы здесь рекомендуем специальное мулине D.M.C., льняные нитки мулине D.M.C., бумагу перле D.M.C. или персидский шелк D.M.C.
Фон с зигзагами плоским швом. (Рис. 358).
Узор состоит из линий зигзагами. Широкие полосы делаются через шесть ниток канвы, а узенькие - через две. На каждую линию нужно девять плоских стежков, расположенных вкось.
Если желают сделать этот фон в два цвета, то для широких полос нужно взять более светлый цвет, а для узких - более темный.
|
Фон из вертикальных полос плоским швом и плетеным швом. (Рис. 359).
Для полос плоским (или гладким) швом нужно двенадцать нитей канвы. Каждая полоса состоит из двух рядов горизонтальных стежков, образующих линию зигзагом, самый маленький стежок которой занимает две нити, а самый длинный - десять.
Плетеный шов делается на трех нитях в ширину, но стежки занимают в вышину только две нити.
Фон из вертикальных полос, шитый "елочкой" и полукрестиками. (Рис. 360).
Светлые полосы состоят из полуряда стежков рыбьей косточкой на четырех нитях ширины и двух вышины.
Темные линии, разделяющие эти полосы, сделаны полукрестиком через одну нитку канвы.
|
Фон из косых рядов плоским швом и полукрестиком. (Рис. 361).
Сначала делают темные линии зигзагами полукрестиком через одну нитку канвы. Когда они готовы, заполняют фон косыми плоскими стежками; самый маленький из них занимает две нитки, а самый длинный - шесть ниток канвы.
Фон из квадратов плоским швом. (Рис. 362).
Для каждого квадрата нужно девять косых плоских стежков. Самый маленький занимает одну нитку, самый большой, т.е. средний, пять ниток канвы.
На рисунке ясно видно распределение цветов.
|
Фон вертикальными полосами, вышитыми стебельками и плетеным швом. (Рис. 363).
Стежки стебельками делаются на восьми нитях в ширину и трех в вышину. Для плетеного шва нужно две нити в ширину и в вышину.
Мы советуем светлый цвет для широких полос стебельками, а темный — для плетеного шва.
Фон мозаичным шитьем. (Рис. 364).
Этот простенький фон особенно хорош для отделки маленьких работ, исполняемых детьми.
Он сделан мозаичным шитьем (Рис. 339): треугольники ярко-зеленые, темные точки - темно-красные, а фон серый.
Приклад: Бумага перле О. М. С., специальное мулине О. М. С. или лен мулине О. М. С., золотисто-зеленый, гранатно-красный и ореховый серый.
Фон венгерским швом. (Рис. 365).
Эта модель вышита венгерским швом, который мы объяснили на рис. 340.
Что касается расположения цветов, то переплетенные линии вышиты зеленым и желтовато-белым, а фон медно-красным.
Приклад:
Х/б нитки перле D.M.C., специальное мулине D.M.C., мягкий лен D.M.C. или лен мулине D.M.C., золотисто-зеленый 581, красно-коричневый 356 и кремово-желтый 712; или же шелк мулине D.M.C., зеленовато-синий 1200, медно-красный 1134 и маисово-желтый 1069.