Кружева иголкой
Этот жанр рукоделия, известный под именем кружев иголкой, можно считать разновидностью ажурного вышивания по полотну.
Кружева иголкой, как доказывает уже их название, исполняются без всяких приспособлений, кроме иголки; они образуются из петельных стежков, различно расположенных и сделанных одной ниткой.
Самые старинные кружева, это - "Ретичелла", узоры которых очень приближаются к узорам строкой или ажуром по полотну.
В XVII веке изобретено было рельефное кружево с неправильными бридами, известное под названием Венецианского кружева и Французского кружева.
В XVIII веке стали предпочитать кружева с фоном из петель или сеткой, как например Алансонские кружева, кружева Аржантан и т. д. В наше время очень ценятся очень тонкие кружева, вязаные иголкой, которые изготовляются в Бельгии, в Саксонии и в Богемии, но так как их очень долго и трудно делать, то они и не могут считаться в числе дамских рукоделий, применяемых в семье, и имеют значение только для торговли.
Наиболее распространенный среди занимающихся рукоделием дам жанр кружев иголкой, это - ирландское кружево. Это кружево представляет собой узоры из тесьмы, которую прикрепляют сообразно линиям данного узора и которую соединяют либо одними бридочками, либо одними кружевными стежками, либо бридочками и кружевными стежками.
Кроме ирландских кружев, мы предложим вниманию наших читательниц несколько сортов восточных кружев с узловыми стежками, исполняемых по большей части шелком; затем грубое льняное кружево "Хедебо", которое привезено к нам из Дании и Швеции, и, наконец, тонкие испанские и бразильские кружева, известные под именем "Соль", и красивые старинные кружева итальянского происхождения.
Рис.862. Различные сорта английской
тесьмы для ирландских кружев
Тесьма.
Тесьма, употребляемая для ирландского кружева и сделавшаяся специальностью английских мануфактур, делается, главным образом, белого цвета, экрю, соломенно-желтого или черного; форма и размер ее - самые разнообразные; есть и широкая тесьма и узкая, толстая и тонкая, с ажурными краями и без них, с краями пико или с краями медальоном различной величины. Рис. 862 представляет образцы наиболее употребляемой тесьмы, а также коллекцию пико, которые можно получить уже совершенно в готовом виде, если, конечно, не желают делать их собственноручно иголкой.
Приклад.
Для того, чтобы делать бридочки и стежки кружева, лучше всего брать для всех жанров кружева льняные нитки для вышивания D.M.C., льняные нитки для кружева D.M.C., Эльзасские нитки D.M.C., которые имеют необходимые качества - блеск и мягкость - для этого жанра рукоделия; кроме того, они очень приятны в работах и их можно достать того же цвета, как и тесьма.
Для восточного кружева с узловыми стежками, которое делается большею частью в несколько цветов, нужно взять нитки для вышивания D.M.C. и бумагу перле D.M.C.
Копирование узоров для ирландских кружев.
Узоры, которые желают скопировать, переводят обыкновенно на английское вощеное полотно, белое или прозрачное, называемое также калькой. Линии рисуются посредством специальных чернил, причем полотно кладется лакированной поверхностью к оригиналу, чтобы сводить можно было с матовой стороны, так как чернила лучше отпечатываются с этой стороны, чем с лакированной.
Это полотно позволяет непосредственно копировать узоры, не прибегая ни к каким способам перевода узора.
Можно также приобрести модели, нарисованные на полотне, которые продаются в магазинах рукоделия, и избежать таким образом труда сводить узор.
Начиная работу, можно положить под полотно транспарант из бумаги или цветной материи, чтобы не утомлять зрение.
Узоры для ирландских кружев образуются из двух параллельных линий, между которыми тесьму располагают посредством маленьких стежков вперед иголку.
Рис.863.
Способ располагать и сбирать тесьму
Способ располагать и сбирать тесьму. (Рис. 863).
Стежки вперед иголку должны быть сделаны очень правильной, больше к поверхности работы, нежели к изнанке.
Когда линии узора описывают кривые, тесьму надо пришивать к внешней линии так, чтобы она была слегка плиссирована к внутренней стороне.
Когда тесьма расположена по всему узору, берут очень тонкую нитку и собирают все маленькие складки, делая стежки через край тесьмы, так что лишняя длина тесьмы исчезает и остается только необходимое для узора количество.
Стежки, которые делают для бридочек сцепления и для заполняющих ажуров, не должны быть слишком стянуты, чтобы не обезобразить края и не повредить правильному виду узора.
Кроме того, стежки не должны захватывать вощеное полотно; они тол ько соприкасаются с ним.
Окончив работу, перевертывают ее наизнанку и разрезают каждый второй или третий стежок прометки, затем тщательно выдергивают маленькие концы, после чего кружево само собой выделяется на фоне.
Совершенно безразлично, что кончать сначала: бридочки или ажур; но все-таки мы советуем окончить сначала первые, особенно, когда бридочки делаются петельным стежком, потому что раз они уже будут сделаны, меньше риска стянуть работу, когда начнутся ажурные стежки. Когда работа окончена, ее смачивают водой и разглаживают.
Иголки.
Специальных иголок для кружев не делается; мы советуем брать иголки длинные, соответственной толщины с нитками, которыми будут работать.
Стежки.
Мы последовательно дадим целую серию красивых стежков различного жанра, которые послужат в то же время упражнением для исполнения тонкого кружева, венецианского кружева и стежков "газ", которые мы объясним позднее. stebel Мы не можем сказать, что использовали все, что существует в отношении к ажурным кружевам, но тем не менее мы собрали довольно большое количество примеров, чтобы каждый мог найти там мотивы, наиболее подходящие к его вкусам и наклонностям.
Что касается наименований стежков, то мы замечали очень часто, что один и тот же ажур был окрещен столь различными именами, что мы отказались от мысли давать им специальные имена, исключая, впрочем, стежков, которые уже известны всему миру под каким-нибудь названием. Мы будем различать их просто по номерам.
Бридочки стежками через край. (Рис. 864).
Прикрепляют нитку, перекидывают ее через пустое пространство и с одного края на другой, продевают нитку сверху вниз и перебрасывают иголку через первую нитку столько раз, сколько надо, чтобы придать обеим ниткам вид шнурочка.
Если стежков немного, то бридочки получаются распущенные, неаккуратные, что очень портит работу.
Когда бридочка окончена, стежки через край тесьмы продолжают до места, где должна находиться следующая бридочка.
Двойная бридочка со стежками через край. (Рис. 865).
Для этих бридочек протягивают 3 нитки через пустое пространство и обвивают их стежками через край менее частыми, чем стежки в бридочках на рис. 864.
|
|
Бридочки с гладким петельным стежком. (Рис. 866).
Сначала протягивают 3 нитки, затем покрывают их, справа налево, петельными стежками.
Нужно заметить на рисунке, что иголка берется так, что ушко проходит сначала под нитки; это может показаться странным, но таким образом легче будет работать.
Нитка, которою исполняются петельные стежки, должна выходить из тесьмы на расстоянии одной или двух ниток дальше протянутых для бридочки; это будет препятствовать образованию бридочек неодинаковой ширины или закручиванию их в начале работы.
Бридочки булавочным пико. (Рис. 867 и 868).
Окончив петельные стежки до одной трети и до половины длины бридочки, продевают нитку, не делая петель, под натянутые нитки, закрепляют петельку нитки булавкой, которую продевают снизу работы, продевают иголку справа налево под 3 нитки (рис. 867) и стягивают стежок, чтобы насколько возможно ближе присоединить его к петельному шву бридочки.
На рис. 868 мы даем тот же способ исполнения пико, но с двумя петельными стежками вокруг пико.
Бридочки с венецианским пико. (Рис. 869).
Сделав фестон, начинают петлю, как для пико на рис. 867 и 868, затем выводят нитку на средину петли, втыкают булавку, стягивают нитки, пропускают иголку позади булавки и начинают петельные стежки совсем близко и внизу булавки, покрывая таким образом нитки, позади которых она вложена.
Булавка должна быть воткнута на расстоянии петельного стежка, равном ширине 6 стежков, под которыми нитки настилки должны окончательно исчезнуть.
Бридочки с пико почтовым швом. (Рис. 870).
Иголку вдевают в последний петельный стежок и пропускают ее до половины длины; обвивают ее 10-12 раз вокруг нитки, слева направо, пропускают иголку сквозь спираль, стягивают нитку настолько, чтобы образовался полукружок, и продолжают бридочку. (См. также рис. 79 и рис. 682).
Бридочки с фестонами зубчиками. (Рис. 871).
Петельные стежки продолжают далее средины бридочки, затем проводят нитку назад 3 раза, закрепив ее около седьмого или восьмого петельного стежка; делают стежки сверху 3-х ниток, протянутых сверх бридочки, и заканчивают бридочку, как и остальные. Эти пико делают, чтобы окаймить кружево.
|
Бридочки с двойными петельными швами. (Рис. 872).
Сверху 2-х протянутых ниток делают двойные петельные стежки на довольно большом расстоянии один от другого, чтобы можно было в промежутке поместить стежки, которые делают на другой стороне бридочки.
Эти двойные петельные швы требуют, чтобы первый стежок был сделан обыкновенным петельным швом и чтобы второй стежок был сделан чередующимся петельным стежком, т.е. иголку нужно пропустить под натянутую нитку, потом провести ее сверху вниз под петлю; в результате нитка окажется позади стежка, а не впереди, как это бывает при обыкновенном петельном шве.
Разветвленные бридочки. (Рис. 873).
Если желают покрыть бридочками довольно большую поверхность, то большею частью приходится разветвлять бридочки. Для этой модели, которая показана на нашем рисунке, приготовляют нитки так же, как и для всякой другой бридочки, покрывают их петельными швами до половины длины; оттуда протягивают другие нитки, которые образуют бридочку, служащую продолжением первой, покрывают эти нитки петельными швами, пока не подойдут к пунктиру, протягивают снова нитки, затем отделывают петельными швами нитки, протянутые после других, затем - пространство, не покрытое нитками во втором месте, и наконец вторую половину первой бридочки.
Простой русский шов. (Рис. 874).
Кроме бридочек можно применять стежки всех жанров для прикрепления тесьмы и для заполнения пустых пространств, которые часто образуются от узора между двумя краями. Эти стежки, заменяя собой прошивки, могут быть очень простыми или требующими большой ловкости и терпения для исполнения.
Самый простой из этих стежков - простой русский стежок, который имеет большое сходство с скрещивающимся стежком (рис. 45) и со скрещивающимся стежком строчкой, (рис. 75).
Иголку продевают сверху вниз под край тесьмы, затем снова снизу наверх под противолежащий край, не забывая каждый раз выпускать нитку перед иголкой.
Надо стараться пропускать всегда одно и то же число пико тесьмы между стежками и помещать нижние стежки ровно посредине над стежками верхней тесьмы.
Русский скрученый шов. (Рис. 875).
Вместо того, чтобы пропустить иголку позади нитки, ее пропускают спереди и вокруг нитки, так что иголка выпускается всегда под нитку, которая обвивается два раза.
Шов колонной. (Рис. 876).
Книзу делают простой русский стежок, а кверху стежок рис. 875, пропуская, однако, 3 раза вторую нитку вокруг первой.