Кружева иголкой
Девятнадцатый кружевной шов. (Рис. 908).
В старинных моделях мы часто встречаем шов, исполненный по рис. 907, очень плотными стежками, что придает фону вид плетеной ткани, как это видно на рис. 908.
Двадцатый кружевной шов. (Рис. 909).
Можно также делать дырочки в рядах, сделанных плотными стежками, пропуская на возвратном ряду несколько петелек.
Делая затем следующий ряд вперед, в бридочке, состоящей из трех ниток, помещают столько петель, сколько было пропущено в предыдущем ряду.
Эти дырочки можно расположить правильно, по известному плану, или по собственной фантазии каждого, кроме того их можно расположить таким образом, что они могут быть употреблены для исполнения Ирландских кружев.
Двадцать первый кружевной шов. (Рис. 910).
Есть еще способы варьировать Венецианский ажур; они заключаются в разнообразных вышиваниях фона, сделанного иголкой.
Кроме мушек, можно отделывать фон кружев маленькими зубчатыми кружками, звездочками, сделанными почтовым швом и другими стежками фантази.
Двадцать второй кружевной шов. (Рис. 911).
Закрепив нитку слева на конце тесьмы, придерживают ее большим пальцем левой руки, вводят иголку в верхнюю тесьму и одновременно в петельку нитки так, как показано на рисунке.
Когда нитка накинута на иголку, последнюю пропускают сквозь петельку и притягивают нитку настолько, какой высоты желают сделать вертикальные бридочки одинаковой длины.
В следующем ряду эти бридочки делаются наоборот.
Двадцать третий кружевной шов. (Рис. 912).
Чтобы исполнить этот шов, начинают теми же стежками, как на рис. 911 идя слева направо. Затем поднимают накидным стежком каждую петельку, находящуюся между вертикальными бридочками.
Каждый стежок тотчас стягивается до желаемого размера, так как нельзя поднимать сразу несколько петелек; натягивание нитки, производимое поддеванием иголки, нарушает положение бридочек, которые должны сохранять вертикальное направление.
Двадцать четвертый кружевной шов. (Рис. 913).
Этот ажур часто называется Соррентским швом. Он образуется из трех бридочек, довольно близко посаженных друг от друга, которые разделяются от следующих петлей, равной по длине двум коротким петелькам, которые находятся между бридочками.
Нитка, которая проходит обратно через все бридочки, проводится один раз сверх маленьких петелек и несколько раз сверх длинных петелек.
В каждом следующем ряду первую бридочку помещают между первой и второй бридочкой предшествующего ряда, а третью - в длинную петлю, так что узор продолжается вкось, лесенкой.
Двадцать пятый и двадцать шестой кружевной шов. (Рис. 914 и 915).
Эти два рисунка показывают, как можно чередовать, помещать одни над другими и варьировать расположение бридочек в ажуре.
Бридочки делаются как на рис. 912. Нитка, которая соединяет группы бридочек, должна быть очень натянута, чтобы все ряды были на одной бридочек, должна быть очень натянута правильной линии.
Двадцать седьмой кружевной шов. (Рис. 916).
Между тремя бридочками, посаженными тесно одна рядом с другой, оставляют пространство, равное тому, которое они занимают; затем, натягивая нитку, переходят вниз под бридочки; во втором ряду 3 бридочки помещают в пустом пространстве, 2 бридочки между тремя бридочками первого ряда и тремя бридочками снова в пустом пространстве, всего-навсего 8 бридочек.
Третий ряд стежков делается подобно первому.
Двадцать восьмой кружевной шов. (Рис. 917).
Начинают двумя рядами тюлевых стежков (рис. 890), затем два плотные ряда, как показано на рис. 908 и один ряд, как на рис. 912.
В том случае, если захотят удлинить бридочки, надо обмотать нитку один или два раза вокруг иголки.
Двадцать девятый кружевной шов. (Рис. 918).
Этот шов напоминающий греческий тюлевый шов большими петлями, также называется греческим швом. Он годится для заполнения фона кружев; его употребляют также взамен фона бридочками (рис. 928 и 929).
Слева направо, по рис. 911, делают бридочки на некотором расстоянии одна от другой и не очень стянутые так, чтобы петля, которую на обратном ряду два раза обвивают, имела всегда форму слегка закругленных фестонов, идущих один за другим.
В следующем ряду бридочку помещают посредине петли и поднимают ее иголкой настолько, чтобы нитки образовали шестиугольник, как в тюлевых петлях.
Когда надо будет дополнить большие мотивы или фон кружева, начинают стежком в углу и затем увеличивают или уменьшают число стежков, смотря по узору.
Тридцатый кружевной шов. (Рис. 919).
Приготовив ряд двойных петельных стежков, между которыми оставляют петли длиною в промежуток, который отделяет пары стежков, возвращают нитку наверх петельки или протягивают ее через пустое пространство, прикрепляют ее к тесьме и делают петельные стежки с соблюдением тех же условий, как и в первом ряду.
Петли нужно делать очень правильно; чтобы легче достигнуть этого, можно начертить линии на рисунке; чтобы подразделить поверхность, которую располагают на этой линии, втыкают булавку, вокруг которой накидывают нитку, как видно на рисунке.
Тридцать первый кружевной шов. (Рис. 920).
С первого взгляда шов, представленный на этом рисунке, кажется одинаковым с тем, который мы видели на предшествующем рисунке, а между тем он коренным образом отличается от него способом перевивать нитки.
Иголку пропускают под петлю и под натянутую нитку, затем втыкают булавку на необходимой высоте, заводят нитку сзади булавки и делают петлю вокруг кончика иголки, как показано на рисунке, затем стягивают узел.
Тридцать второй кружевной шов. (Рис. 921).
Чтобы внести разнообразие в кружевные швы, можно подражать филе. Начинают в углу квадрата и работают по диагональной линии. Петли прикрепляются посредством такого же узла, как на рисунке 920, и втыкают иголку, как в вышеуказанном шве, чтобы сделать совершенно правильные петли.
Нужно чрезвычайно тщательно отнестись к исполнению маленьких квадратов; если они хорошо сделаны, то для заполнения их можно использовать большую часть швов, описанных в главе "Филе", а для заполнения маленьких промежутков можно выбрать красивые ажуры, которые употребляют для филе-гипюр.
Тридцать третий кружевной шов. (Рис. 922).
Мы часто встречали этот шов на очень старинных Ирландских кружевах, из которых в настоящее время сохранились очень немногие. Этот фон, напоминающий плотный тюлевый шов, представляет на первый взгляд почти однообразный вид, до такой степени стежки сделаны близко друг к другу. Но, рассматривая внимательнее, мы заметили, что это совершенно новый шов.
Стежки сделаны насколько возможно плотно, чтобы между ними почти не было интервалов.
Петля, сделанная простым тюлевым стежком, прикреплена на небольшом расстоянии от сгиба петельным стежком.
Тридцать четвертый кружевной шов. (Рис. 923).
Чтобы сделать фон кружками или паучками, покрывают сначала фон натянутыми нитками взад и вперед по диагонали, на равном расстоянии одна от другой. Эти нитки должны лежать плоско, так чтобы вторая не надвигалась на первую. Когда вся поверхность покрыта этими двойными нитками, их перекрещивают другой серией ниток.
Проводя нитку на обратном пути два или 3 раза под двойными нитками и сверх простой нитки вперед, получают красивые кружочки, которые мы уже описали в главе "Филе", рис. 673 и 674.