Вышивание аппликацией
Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на фоне из материи куски другой материи. Этот способ производить разноцветные работы был уже известен в средних веках, когда еще не были известны все приклады для вышивания.
Наложенные материи наклеены на ткани фона, потом окаймлены или витым шнурком, пришитым вдоль контуров, или каким-либо вышивальным швом, который соединяет оба слоя материи.
Золотые и серебряные нитки, блестки и канитель, употребляемые как орнаментные стежки, увеличивают еще эффект этих вышивок. Мы воспроизводим также в этой главе модель вышивки аппликации с тесьмой, где рисунок составлен из тесьмы различной ширины, заменяющей вырезанную материю.
Ткани.
Вышивание аппликацией может быть выполнено на шелке, бархате, плюше, полотне и коже; материи для аппликации, которые должны заменить вышивание, выбираются таким образом, чтобы они выделялись на фоне.
Приклад.
Как мы уже выше сказали, материи, которые накладываются, прикрепляются чаще всего посредством шнурка, но можно пользоваться для окаймления шитьем гладью.
Чтобы сделать шнурок, мы рекомендуем нашим читательницам пользоваться прялкой для шнурка (рис. 1026), при помощи которой можно сделать самой шнурки различной толщины.
Витые шнурки делаются (см. в главе "Кайма и бахрома", как изготовляется витой шнурок) из слегка крученого шелка или же также из золотых и серебряных ниток и золотого шине D.M.C.
Чтобы закреплять витые шнурки и для орнаментных стежков нужно брать слабо крученый шелк - шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. Этими мягкими шелками пользуются также для каймы гладью.
Подготовительная работа.
Под большинство материй, из которых делаются аппликации, должна подкладываться очень тонкая шелковая бумага, прежде чем начинать работу.
Чтобы наклеить бумагу на материю, сначала нужно приготовить клей из пшеничного крахмала (всякое другое вещество не сохнет достаточно скоро), им покрывают бумагу при помощи кисточки и удаляют осторожно все маленькие куски, оставшиеся в клее.
Крахмальный клей не должен содержать больше воды, чем это необходимо, чтобы оба слоя, материя и бумага, плотно соединились, на первой не должно оставаться никогда пятен от воды.
Как только клей будет равномерно размазан по бумаге, на нее накладывается ткань, которую трут по направлению основы чистой тряпкой, чтобы заставить выйти воздух, который мог задержаться кое-где, отчего ткань может покоробиться.
Окончив эту первую операцию, кладут на прямую и гладкую деревянную доску несколько листов бумаги, которые не должны иметь складок, кладут на них материю с подложенной бумагой, покрывают ее несколькими другими листами бумаги, потом придавливают все второй доской и сверху кладут камни или очень тяжелые железные куски. Материю оставляют под прессом, пока она совсем высохнет.
Посредством этого приема можно употреблять для вышивания аппликацией даже довольно легкие ткани; бархат разного качества и плюш ни чуть не пострадают; нечего опасаться, что они будут лосниться после пресса.
Пока ткани сохнут, переводят полный рисунок на фон, где будет аппликация. На материи, подложенной уже высохшей бумагой, нарисуют лишь части, которые будут накладываться; потом их вырезают при помощи очень острых ножниц, так как вырезанные мотивы не должны ни в каком случае лохматиться или распускаться.
Под вставленный в пяльцы фон подкладывается доска или небольшой стол так, чтобы на них лежала только материя. Пяльцы должны выступать со всех четырех сторон. Покрывают еще раз клеем изнанку вырезанных и отделенных частей и накладывают их на соответствующие линии фона. Это второе наклеивание должно быть сделано как можно скорей, чтобы положить под одну доску одновременно все наложенные куски.
Перед тем как начать окаймление накладных мотивов, прикрепляют края последних посредством стежков через край к фону материи; эти стежки будут прикрыты позднее окаймлением и будут незаметны.
Окаймление.
Шнурок, который окаймляет накладные части, прикреплен по краю рисунков незаметными по поверхности стежками (см. "Шитье золотом") или также притачен через край видимыми стежками ярких цветов.
В обоих случаях его напускают на вырезанный край настолько, чтобы он его покрывал вполне, и чтобы наложенные материи со временем не обтрепались, т. к. если этот недостаток будет появляться на вышивании аппликацией, то получится плохо сделанная работа.
Если хотят окаймить наложенные материи вышивальным швом, то выпускают иголку очень близко от вырезанного края и подвинут стежок от 1 до 2 мм на материи.
Рис. 307. Бордюр из вышивания
аппликацией с окаймлением
из витого шнурка
Бордюр для вышивания аппликацией с окаймлением из шнурка. (Рис. 307).
Наш рисунок показывает нам одну из этих вышивок испанского происхождения, где фон и наложенная материя одного рисунка.
Фон из голубого шелка; аппликация из бархата цвета старого золота, окаймленная шелковым шнурком такого же цвета, который прикреплен незаметно. Совсем близко от желтого шнурка, помещают, чтобы смягчить переход к голубому шелку, тонкий шнурок из золотого шине D.M.C. голубого и золотого. Шелковые шнурки сделаны при помощи прялки для шнурков.
Берут две двойные шелковые нитки, их скручивают сначала влево, потом вправо. Шнурки из шине состоят из трех простых ниток и требуют такого же скручивания. Этот рисунок подходит преимущественно для отделки мебели, ковров, занавесок, портьер и всевозможных панно.
Фон с бордюром из вышивания аппликацией с окаймлением тесьмой и орнаментными стежками. (Рис. 308 и 309).
Фон этого рисунка из атласа цвета слоновой кости; в бордюре обе горизонтальные полосы и выгнутые листья вырезаны из темно-гранатного бархата; светлая чашечка цветка из белоснежного атласа; внутренность цветка и стебель крестом из шелка цвета медной зелени.
Все мотивы окружены шнурками, пришитыми через край шелковой ниткой. Красный бархат окаймлен черным шнурком; белый атлас - белым шнурком и зеленый шелк - зеленым шнурком.
Что касается рисунка фона, то все наложенные цветы сделаны из гранатного бархата с белым атласом внутри; стебли, так же как и овальные в форме челночков, - из зеленого шелка
Рис. 309. Выполнение
цветка для фона с
бордюром рис. 308
Закрепив все мотивы на ткани фона несколькими стежками тонкого шелка, выполняют русский шов крестиками, украшающий внутренность овальных фигур и горизонтальной полосы, соединяющей стебли цветов тонким золотом для вышивания D.M.C. № 20; потом начинают окаймление шнурком, который пришивается также через край желтым шелком.
Наконец, вышивают стебельки тычинок шелком мулине D.M.C. или персидским зеленым шелком D.M.C., а сами тычинки желтым шелком (см. рис. 309).
Здесь так же, как и в бордюре, мотивы из гранатного бархата окаймлены черным, белое белым и зеленое зеленым.
Шнурки состоят из двух простых ниток шелкового кордонне, скрученного в первый раз налево и второй раз направо.
Модель, данная нами, может служить для ковров разного рода. Чтобы иметь меньше работы, можно удовлетвориться вышиванием одного бордюра, который можно прибавить к фону материи. Рисунок самого фона годится для изготовления подушек и мебельных чехлов.
Приклад.
Крученый шелк: желто-маисовый, черный, золотисто-зеленый, оранжево-желтый, шелк мулине D.M.C. оранжево-желтый и золотисто-зеленый - и тонкое золото для вышивания D.M.C. № 20.
|
|
Бордюр из вышивания аппликацией с окаймлением витым шнурком орнаментными стежками. (Рис. 310 и 311).
Наложенные мотивы из белого, желтого и красного атласа выгодно выделяются на фоне черного! бархата. Окаймление выполнено посредством шнурков цвета старого золота и белого, прикрепленных незаметно. Легко различаются оба эти цвета на картинках.
Рис.311. Выполнение
окаймления и орнаментные
стежки для бордюра
рис. 310
Шнурок на наружной стороне рисунков окаймлен целой ниткой шелка мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C. темно-красного цвета, пришитой через край таким же красным шелком. Эта нитка содействует выделению рисунка на бархатном фоне.
Широкие стебли из желтого атласа обшиты жилками из шитья "галопом" из желтого шелка; большие красные листья - жилками из красного шелка. Фон бархата украшается отдельными стежками из тонкого вышивального золота D.M.C. № 20.
Шнурки из шелкового кордонне с тремя простыми нитками, скрученными в первый раз влево и вправо во второй раз. Этот бордюр идет для отделки больших церковных украшений и предметов домашнего украшения.
Если данный предмет большого размера, то бордюр вышивается отдельно, и когда он кончен, его накладывают на этот предмет.
Приклад.
Крученый шелк: желто-маисовый и желто-зеленый, шелк мулине D.M.C. - желто-маисовый, зелено-желтый и красно-карминный - и тонкое золото для вышивания D.M.C. № 20.
Рис.312. Узкий бордюр из
вышивания аппликацией с
окаймлением гладью
Узкий бордюр из вышивания аппликацией с окаймлением гладью. (Рис. 312 и 313).
Рис.313. Выполнение
окаймления гладью
для бордюра рис.312
Вот пример, где наложенные материи прикреплены посредством контура, шитого гладью.
Фон из красного бархата, рисунок из атласа цвета старого золота.
Прикрепивши незаметно все мотивы, выполняют контур гладью, как показывает рисунок 313. Нужно стараться, чтобы величина стежков была одинаковой во всю длину вышивания.
Стебель вышит зеленым, листья красным шелком мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C.
Когда контуры будут кончены, вышивают жилки листьев, под которыми должно быть слегка подстелено.
Этот маленький бордюр имеет различные применения. Можно пользоваться им для отделки бювара, коробки для перчаток, папки для журналов и т. д.
Приклад.
Шелк мулине D.M.C. - зелено-миртовый и красно-карминный.
Рис. 314. Фон из вышивания
аппликацией в строчку
Фон из вышивания аппликацией с окаймлением в строчку. (Рис. 314 и 315).
Рис.315. Выполнение
окаймления в строчку
для фона 314
Вот новый вид вышивания аппликацией.
Фон из бархата зелено-изумрудного цвета и аппликации из желтой кожи, прикрепленные в строчку зеленым шелком.
Рисунок переносят на желтую кожу (датская кожа); мотивы вырезают на небольшом расстоянии от контуров, потом сводят рисунок на бархат и наклеивают на него мотивы из кожи.
Жемчужная бумага D.M.C. яркого сине-зеленого цвета употребляется для контуров в строчку, о которой мы даем объяснение в картинке рис. 315.
Как только все контуры вышиты, вышивание окончено.
Сочетание бархата и кожи в этой работе указывает ясно на ее употребление для покрышки стульев и табуреток.
С шведской кожей можно пользоваться этой работой для приготовления маленьких саше и бюваров.
Приклад.
Жемчужная бумага D.M.C. яркого сине-зеленого цвета.
Рис. 316. Покрывало из
вышивания аппликацией
из тесьмы
Покрывало из вышивания аппликацией из тесьмы. (Рис. 316 и 317).
Этот рисунок был выполнен по одному покрывалу 18-го века; все мотивы рисунка сделаны из самой тонкой тесьмы D.M.C. цвета экрю четырех сортов, различной ширины.
Переводя рисунок на розовое полотно, приметывают широкую тесьму на все покрывало, узкая тесьма не нуждается в приметывании. Потом их осторожно приметывают за иголку эльзасскими нитками D.M.C. № 150 как можно более незаметно.
Когда придется прикреплять закругленные мотивы, то сначала пришивается наружный край тесьмы, а потом уже внутренний край, который нужно собрать. См. также "Пестрый шов по полотну" рис. 250. В углах тесьма делается в складку, в местах, указанных рисунком, и эти складки должны быть прикреплены несколькими стежками, как мы это объясняем для вышивания сутажем в главе "Вышивка по полотну и батисту".
Большие поля в бордюре разделены на клетки посредством узкой тесьмы и украшены маленькими звездочками цепочечным швом. В ветках, которыми вышита внутренность одеяла, большие листья имеют шитые гладью жилки, между тем, как маленькие листья и середина цветов украшены точками, сделанными из штопальной бумаги D.M.C. цвета экрю.
Рис.317. Часть бордюра
рис. 316
Чтобы лучше показать эффект этого рода вышивания, мы даем здесь, кроме уменьшенного вида всего покрывала, еще часть бордюра, уменьшенную наполовину. По ней легко можно судить обо всей работе.
Приклад.
Самая тонкая тесьма D.M.C. №№ 1 ½, 8,16 и 28, эльзасские нитки D.M.C. № 150 и штопальные нитки D.M.C. № 25 цвета экрю.