Пестрый шов по полотну
Рис. 240. Бордюр сербским швом
Бордюр сербским швом. (Рис. 240).
Крестьянки Сербии и Кроации вышивают фартуки пестрыми узорами с золотом и серебром.
Рис. 240 представляет вышивку по алжирскому полотну синей и зеленой бумагой с золотом и блестками. Каждый квадрат окаймлен шнурочком двух цветов, разделенных золотой ниткой.
Внутри квадратов - глазки, сделанные золотой ниткой, окаймлены точечным швом. Косые полосы вышиты блестками.
Ширину этой полосы можно изменять по желанию. Можно также не заканчивать ее зубцами. Тогда получится прошивка. Это прекрасная отделка для летних платьев и работ фантази.
Бордюр персидским швом. (Рис. 241).
Этот шов похож на шов рис. 75. Только иголка пропускается не так, как на рис. 75, а между контуром рисунка и ниткой, образующей следующий стежок, как это видно на рисунке.
Прежде чем зашивать этим швом фигуру, делают контур ее - швом в шнурочек или нашитым тонким шнурком.
Рис.241. Бордюр персидским швом
Прилагаемый мотив, пригодный для разных вещей, состоит из семи-лопастных листьев - темно и светло-зеленый цвет, цветочков в три лепестка - красный "кардинал" с золотистой середкой, и маленьких листочков - фиолетовый и мов. Контуры все черного цвета.
Цветок моссульским швом. (Рис. 242).
Вышивка производится швом, представленным на рис. 75. Стежки довольно редкие, чтобы сквозила материя. Материалом служат металлические пестрые нитки. Для большого цветка взяты нити золотые с красным и золотые с черным. Лепестки боковых цветов (по три) - синие с золотом.
Рис. 242. Цветок моссульским швом
Маленькие острые листочки - зеленые с золотом, а сердцеобразная середина большого цветка и основание бутонов - крем с золотом. Контуры обведены золотым шнурком. Такого рода цветами можно зашивать большие куски материи, идущие на панно, подушки, покрывала и т. п.
Бордюр встречной гладью и стебельком. (Рис. 243 и 244).
Такая вышивка встречается на полотняных платках сербских крестьянок. Она исполняется цветным шелком.
|
Фигурки и зубцы сделаны плоским швом, показанным на рис. 244.
Окаймление и стебельки с завитушками сделаны простым стебельком или строчкой.
Самый темный цвет - черный, самый светлый - белый. Большие листья - по очереди - зеленые и красные.
Остальные части мотива - голубые, желтые, красные и зеленые, по возможности - поровну.
Отдельный мотив может служить для фонов, как и предыдущий.
Бордюр румынским швом. (Рис. 245).
Большая часть узора рис. 245 исполнена румынским швом (см. рис. 234), красным цветом по желтоватому полотну. Румынским швом сделаны все более крупные части мотива. Для более тонких стеблей, зубчиков на цветах и завитушек употреблен шов гладью.
Рис. 245. Бордюр румынским швом
Этот мотив, отделенный от каймы, может служить для составления полосы или фона. Для полосы можно отнять средний цветок, удлинить стебли, а цветок поместить между двумя букетами. Можно и соединить такие букеты по два, основаниями, и образовать из них красивую полосу для вышивки на мебели или на портьерах.
Рис. 246. Птица.
Вышивка в средневековом стиле
Птица, вышивка в средневековом стиле. (Рис. 246 и 247).
В средние века в Южной Германии и Швейцарии был распространен особый шов, состоявший из длинных стежков (лансэ), перевитых другой ниткой.
Этим швом вышивали фигуры людей, животных, библейских птиц. Такая вышивка встречается больше всего на занавесах. На белом или суровом полотне рисунок мало выделялся и выступал ясно только против света.
Очень выигрывала вышивка, окруженная богатым орнаментом в романском стиле. В настоящее время эта вышивка употребляется для панно, скатертей на столы в столовых, курительных комнатах и на верандах.
Самый шов - толстыми и мягкими нитками — делается в два приема. Одна нитка настилается по контуру, другая (обратная) перевивает ее, захватывая чуть заметными стежками материю. На рисунке нитка сделана двух цветов, чтобы виднее был ход работы.
Первая нить, натянутая, - светлая; обратная нить, захватывающая материю, - темная. (См. рис. 247). Обратная нить не должна никогда доходить до контуров фигуры. Когда стежки кончены, натягивают вторую нить, закрепляют ее опять несколькими косыми стежками и т. д. - до окончания фигуры.
В широких местах, таких как грудь, крылья, можно делать стежки длинные. На голове и ногах стежки короткие. Эффекты света и тени происходят единственно от направления и длины стежков.
Советуем чаще взглядывать на рисунок, чтобы дать правильное направление стежкам во всех частях.
Бордюр с контурами жемчужным швом и косичкой. (Рис. 248).
Жемчужным швом (см. рис. 232) окаймлены прямоугольнички, сделанные гобеленовым швом.
Косичкой (см. рис. 233) сделаны контуры отдельных мотивов.
Рис. 248. Бордюр с контурами, жемчужным швом и косичкой
Середина этих мотивов зашита кружевным швом (см. в отделе "вышитого кружева" рис. 890-929). Стежки могут прохватывать материю или лежать на ней в виде сеточки. Контуры можно сделать нашитым шнурком или сутажем. Этот шов идет для дамского и детского платья.
Рис.249. Бордюр тесемочкой
с вышивкой в середине фигурок
Бордюр тесемочкой с вышивкой в середине фигурок. (Рис. 249 и 250).
Тесемочка нашивается мелкими стежками за иголку, по возможности - незаметными.
Стежки делаются в середину тесемочки, но на поворотах они идут по внешнему краю, а внутренний край собирается (см. рис. 250).
Сделав контуры, заполняют промежутки вышивальными нитками.
Цветы и листья вышиты рыбкой (рис.231); стебель - перекрестным швом (рис.75), а в середине цветов сделаны паучки штопальным швом.
Такого рода вышивка рекомендуется для столового белья, накидок на туалетный стол, ковриков и панно, подвергающихся частой стирке.
Букет, вышитый тесемочкой и гладью. (Рис. 251).
Для колосьев идет узенькая тесемочка экрю и желтая. Для ромашек — белая тесемочка пошире, а для васильков узенькая тесемочка цвета индиго. Для исполнения вышивки пользуются конвовой иголкой. В нее вдевают тесемочку и продергивают ее через материю у основания одного из лепестков. Теперь берут обыкновенную швейную иголку с ниткой, соответствующей цвету и толщине тесемки.
Рис.251. Букет, вышитый тесемочкой и гладью
Тесемочку укладывают по рисунку и прикрепляют двумя стежками вверху лепестка, потом загибают назад, опять продевают сквозь материю и вытягивают вновь наверх для следующего лепестка.
Таким образом, для каждого лепестка приходится сделать не больше 3-4 стежков. В васильках, где лепестки часты, достаточно загибать тесемочку возле середки и прикреплять ее стежком. Колосья делаются еще скорее. Один длинный стежок изображает ость.
Основание стежков тесемочкой прикрыто швом в шнурочек, переходящим в стебель. Середина цветков исполнена узелками (рис. 78) желтыми для ромашек, темно-синими для василька. Остальные части букета вышиты гладью: серовато-зеленым, зеленым, резедовым, фисташковым и красным (ленточка - перевязь) цветами.
Этот мотив исполняется очень быстро и может быть использован для накидок, оберток для них, саше, подушечек, плато под лампы и т. п.
Шов тамбуром в пяльцах. (рис. 252-255).
Большие вещи, особенно со сложным подбором цветов, вышиваются в петлю не на руках — иголкой, а в пяльцах — крючком. Размер пялец должен соответствовать размерам предмета, который вышивают.
Для исполнения петельного шва употребляется крючок, вложенный в пучку (рис. 253).
На указательный палец правой руки надевают особый наперсток - рис. 252, сделанный из закрученной, но неспаянной, металлической пластинки (чтобы наперсток приходился на всякий палец). Дна в наперстке нет, но есть маленькая выемка в крайчике.
Эта выемка должна прийтись над ногтем. Верхний край косой, т. ч. по наружной стороне пальца наперсток длиннее, чем по внутренней. Наперсток значительно ускоряет движения крючка вверх и вниз.
Закрепив нитку, вводят крючок в материю, заставляя его опираться постоянно на выемку. Винтик обращен к большому пальцу.
Набрасывают на крючок нитку, которую придерживают под пяльцами левой рукой, и вытаскивают крючок вверх, упираясь наперстком в материю.
Наперсток вытаскивает за собой всякий раз петельку (рис. 254-255).
Когда правая рука освоится с обоими движениями, вытаскивать крючок и надавливать на материю снизу вверх попеременно, то работа идет очень быстро и очаровательные вещи создаются без особенной затраты времени.
Для этого шва употребляются больше всего очень крученые нитки, чтобы крючок их не раздваивал.
Ветка в турецком вкусе. (Рис. 256-258).
Узор из листьев и колосьев, снятый с турецкого покрывала, вышитого золотом и серебром.
Рис. 256. Ветка в турецком вкусе
Как и всякую работу крючком в пяльцах, надо начинать с контуров. Потом в листьях сделать нервы, а потом уже заполнить остальную площадь фигуры.
Рис. 258.
Исполнение зубчатых листьев
Рис. 257 представляет часть колоса; контуры закончены и начато заполнение.
Рис. 258 показывает исполнение зубчатых листьев. Половина правого листа закончена. В другой половине зашивается пластинка, также зубцами соответственно контуру. В левом листе делается контур.
В больших листьях контуры золотые, нервы серебряные, а пластинка зашита бумагой шинэ, зеленой с синим. Маленькие листья теневой (шинэ) бумагой, зеленой с черным; контуры золотые.
Контуры колосьев серебряные, а середка шинэ, золотистая с красным и черным.
Такая вышивка в тамбуре золотом и серебром употребляется только для очень роскошных вещей. Она идет для небольших каемочек на вуалях, головных повязок, бантов и воротников. Более крупные мотивы употребляются для шалей, шарфов, вееров, вставок на платьях и пр.
Мальтийский шов.
Совершенно особый род шва употребляется на острове Мальта для украшения предметов домашнего обихода.
Узор составляется из маленьких кисточек, простых и двойных. Мы даем две модели, из которых одна исполнена простыми кисточками, а другая - двойными.
Бордюр и фон простым мальтийским швом. (Рис. 259-261).
Мы рекомендуем этот шов для портьер, занавесей, панно, вообще для крупных вещей. Работа очень легкая и идет быстро.
Рис. 259. Бордюр и фон простым мальтийским швом
Материя должна быть очень прочная. Красивее желтоватый или розоватый оттенок ее, нежели экрю.
Узор наносится на материю горизонтальными черточками, обозначающими места кисточек. Вышивка начинается снизу.
Исполнение стежков очень легко. Оно напоминает смирнский шов (см. главу "Вышивание по канве"). Каждый стежок занимает 4-6 ниток в ширину, смотря по толщине материи. Направление стежка, который закрепляет кисточку,всегда вертикальное.
Начинают стежок на половине горизонтальной черточки, указывающей его место, с лица. Здесь оставляют прядь (в иголку продернуто 6-8 нитей) длиной 1-2 см. Потом иголку выдергивают влево через 2-3 нити. Нитку перекидывают через кисточку, иголку пропускают вниз через 2-3 нитки правее середины и выдергивают опять в середину.
Потом подрезают нитку, образующую вторую половину кисти.
Рис. 260 показывает исполнение кисти, рис. 261 - четыре законченных кисти. Бордюр сделан зеленым и крем; линии, его окаймляющие, - синим и желтым. Квадраты фона - синие, стилизованные лилии - желтые с зеленым, а маленькие квадратики в середине - крем с зеленым.
Бордюр двойным мальтийским швом. (Рис. 262-266).
Лучше всего этот шов исполнять штопальными нитками.
Проведите нитку в горизонтальном направлении с лица, через 2-3 нитки влево (рис. 262). Перекиньте нитку вправо, через 4-6 ниток. Притяните стежок так, чтобы он прошел под кистью. Опять пропустите иголку так, как для первого стежка, сделав в середине петлю на валике такой же длины, как кисточка, которая оставлена вначале, (рис. 264).
Повторите второй стежок, перекинув нитку через петлю, и обрежьте, наконец, нитку по длине петли.
Рис. 265 представляет четыре законченных стежка в настоящую величину.
Рис. 266 изображает бордюр, вышитый на занавеске из редкого полотна.
Рис. 266. Бордюр двойным мальтийским швом
Горизонтальные линии - желтые с зеленым; большие ромбы - желтые с зеленым; углы - голубые с красным.