Пестрый шов по полотну
Фон крестиком, строчкой и звездочкой. (Рис. 212).
Фигуры крестиком исполняются одноцветными нитками, а строчка и звездочки теневыми нитками или даже разных цветов. Узор идет на подушку или скатерть.
Рис. 212. Фон крестиком, строчкой и звездочкой
Заканчивается он узеньким бордюром или каймой из материи. Отдельную фигуру можно употребить на салфеточки, поместив ее в углах.
Бордюр крестиком, квадратиком и строчкой. Валахский мотив. (Рис. 213).
Оригиналом для этого узора послужила своеобразная вышивка по крестьянскому полотну. Окаймление исполняется квадратиками и строчкой темно-красным и зеленым цветом. Шов крестиком — темно-синим, гранатным, зеленовато-желтым и тускло-золотистым, по очереди. Более опытные вышивальщицы могут шов крестиком заменить половиной испанского шва (рис. 177), который должен менять направление, сообразуясь с узором. Стежки шва делать через 4x2 нитки.
Рис.213. Бордюр крестиком, квадратиком и строчкой. Валахский мотив
Для портьер, занавесок, скатертей, панно, ламбрекенов и т. п. Можно вышить этот узор на полосе красного или темно-коричневого цвета. К этой вышивке очень идет бахрома фантази.
Бордюр плоским итальянским швом. (Рис. 214).
Зубцы исполнены ярко-золотистым цветом. Маленькие звездочки на зубцах - цвета слоновой кости, веточки - красного, зеленого и синего цвета.
Рис.214. Бордюр плоским итальянским швом
Эта вышивка, исполненная по полотну или канве "конгресс" и законченная пико, очень подходит для отделки белья и детских платьев.
Бордюр "кустиками". (Рис. 215).
Славянский образец, исполнен плоской гладью, строчкой и квадратиками. Вышивка шелком по грубому домашнему холсту. Оригинал — вышивка на узком рукаве рубашки. Шелк можно заменить блестящими хлопковыми нитками.
Салфетка или скатерть. Турецкий шов трехугольником и гладью. (Рис.216).
Оригиналом послужила турецкая шаль, вышитая золотом. Все диагональные линии вышиты красными и синими металлическими нитями. По внутренней стороне каждого квадрата — девять стежков турецким швом (см. рис. 182). Десятый покрыт стежком следующего квадрата.
Если нити двух цветов, то каждый квадрат внутри окаймлен одним цветом, а снаружи другим. В двух смежных квадратах цвета расположены в обратном порядке. Стержень между двух листьев в поле каждого квадрата делается от пятого (из девяти) стежка на стороне. Стержень в пять стежков.В середине - стежки по прямой линии.
Квадратик, сидящий на стержне, как и квадратики в треугольниках перед каймой делаются так: 1-й стежок через 3 нитки; 2-й - через 5; 3-ий - через 7; 4-й - через 9 и 5-й - через 11 ниток. Затем число ниток уменьшается в обратном порядке.
Рис.216. Салфетка или скатерть. Турецкий шов треугольником гладью
Для листьев берется зеленая металлическая нить. Первый стежок через 3 нитки; затем следующие стежки, кончая 9-м, на одну нитку в одну сторону дальше. После девятого стежка - с противоположной стороны убавлять по одной нитке, пока Дойдет до 3-х; потом еще 4 стежка через три нитки и несколько стежков поперечных. Узенькая каемочка по краям делается теневой нитью, красной с золотом.
Скатерть мароккским швом. (Рис. 217-220).
Рис.217. Скатерть мароканским швом
Работа эта напоминает штопку. Нитку прокладывают через 5 ниток материи и пропускают под шестую.
Рис.218. Скатерть мароканским швом
В следующем ряду наверх попадает средняя из пяти покрытых только что ниток, если только узор не потребует пропускать наверх большее число ниток и покрывать большее, как на рис. 219 и 220.
Рис. 219. Скатерть мароканским швом
Рис. 218 представляет четвертую часть квадрата. Из таких квадратов составлена вся вышивка рис. 217.
На рис. 219 и 220 представлены два бордюра для скатерти или салфетки.
Рис. 220. Скатерть мароканским швом
Эту вышивку с одинаковым успехом можно сделать по канве "конгресс" и по полотну.
Бордюр персидским швом. (Рис. 221-224).
На персидских вышивках контуры делаются темных цветов, а фон и середина фигур покрываются сплошь стежками светлых или ярких цветов. Полотна тогда не видно, а сама вышивка напоминает ткань. Эти вышивки производят эффект, главным образом, благодаря подбору цветов и стильному рисунку. Но работа медленная и довольно трудная.
В бордюре рис. 221 прежде всего делаются все контуры черным шелком - швом в клеточку и строчкой (или стебельком). Потом начинают фигуры и фон персидским швом.
Рис.221. Бордюр персидским швом
На рис. 222 показано исполнение этого шва, который делается справа налево и слева направо - по очереди.
Начинают стежком через 5 нитей. Пропустив наверх 1 нитку ткани, делают следующий стежок через 5 нитей, вытягивают нитку вверх, через 1 нитку материи; опять стежок через 5 нитей и т. д., до конца ряда.
При обратном ходе иголки наверх попадает средняя из нитей только что прикрытых ниткой.
Закончив ряд, начинают следующий, на одну нитку выше. Обратно опять захватывают среднюю нитку, находившуюся под стежком. Так застилают весь фон.
Между каждыми двумя нитками ткани проходят две нитки шва - туда и обратно.
В прилагаемом бордюре фигуры вышиты частью вертикальными стежками, частью горизонтальными, а фон весь горизонтальными.
Большие фигуры сделаны коричневым и бронзово-зеленым цветом, середины этих фигур серо-зеленые и желто-золотистые.
Квадраты средних фигур - серо-зеленые и коричневые (гавани). Уголки за квадратами маисового цвета.
Стилизованные листочки цвета скабиозы. Фон синий. Фон узких бордюров желто-золотистый. Фигурки - по очереди - лиловые, серо-зеленые и бронзово-зеленые.
Такой бордюр годится для скатерти, панно на стену, подушки и т. п. Рис. 223 и 224 дают швы, напоминающие предыдущий.
Шов рис. 223 представляет горизонтальные стежки через пять ниток. Шестая нитка - наверху стежка. Но в каждом следующем ряду эта шестая нитка отодвигается влево на одну нитку. Таким образом, законченный фон состоит из диагональных полосок.
Рис. 224 представляет фон, в котором ткань совершенно закрыта стежками. Каждый стежок делается немного наискось, через 6 ниток вдоль и 1 поперек (в горизонтальном направлении). Иголка вытягивается через 2x1 нити - назад. Следующий стежок опять через 6x1 назад. Этот же самый шов встречается при вышивке по филе (см. рис. 725-727).