Пестрый шов по полотну
Кайма венгерской гладью с ажуром. (Рис. 225).
Оригиналом послужила кайма полотняной простыни, вывезенной из Венгрии. Шов белыми нитками по небеленому полотну. Простая ажурная дорожка (см. рис. 740-743), вышитая вкось, делит полосу на квадраты и треугольники. треугольники заполнены началом звезды и углом, плоской гладью с пробелами в виде квадратиков. В квадрат помещается звезда гладью с усами двойной строчкой и восемь маленьких квадратиков гладью.
Рис. 225. Кайма венгерской гладью с ажуром
Верхний и нижний край полосы образуют ажурные дорожки, узор которых можно выбрать в главе о строчке.
Этот шов идет как к постельному, так и к столовому белью.
Полоса вышивки по болгарскому образцу. (Рис. 226).
В Болгарии такие узоры встречаются затканными на передниках и сумках. Образцы в этом роде лучше всего передаются плоской гладью. Они идут на подушки и сумочки.
Рис. 226. Полоса вышивки по болгарскому образцу
Наша кайма вышита по рогожке "Куба" четырьмя цветами: темно-синим, ярко-красным, светло-зеленым и бледно-желтым. Вся вышивка исполнена вертикальными стежками через четыре нитки.
Вышивка по полотну по нарисованному узору.
Такие вышивки, в которых стежки делаются свободно, независимо от ткани, требуют предварительного нанесения рисунка на полотно. После этого исполняется сам шов.
Смотря по образцам, вышиваются или только контуры или сплошь все фигуры. В первом случае приходится вышивать только линии - разными способами. Оконченная вышивка производит впечатление уложенного узором шнурка. Поэтому кропотливое вышивание можно заменить действительно уложенным по узору шнурком, вязаным, плетеным или крученым.
Для сплошных фигур чаще всего употребляется шов гладью, разные швы крестом, румынский шов и шов рыбкой.
Узор с крупными фигурами, где надо сделать контуры и заполнить их фоном, исполняется различными швами, как видно будет из приложенных дальше рисунков.
Совсем отдельную группу составляют вышивки мальтийским швом, где узор образуется из отдельных кисточек.
Сорта ниток.
Для шва шнурочком, в петлю и других швов в том же роде употребляют крученые нитки или шелк кордонэ. Для шва гладью, крестом и т. п. берут мягкие нитки (французскую, мулинэ или швейцарскую) и шелк (шемахинский или филозель, а также и кордонэ). Особенно нарядны вышивки металлическими нитями.
Швы.
Самый употребительный шов - гладью, который исполняется так же как выпуклая гладь, но без настилки, отчего вышивка выходит плоской.
В предыдущей главе уже объяснены были швы стебельком, шнурочком (рис. 74 и 75). Теперь мы даем разные новые швы, употребляемые и для контуров и для сплошных фигур.
Выпуклый шнурочек. (Рис. 227 и 228).
Стежки делаются как на рис. 70, сообразуясь с узором. Под стежками прокладывается толстая бумажная или шелковая нитка. Самый шов делают такой же ниткой или потоньше, в зависимости от материала, на котором вышивают.
Этот шов может быть перевит ниткой другого цвета в виде украшения.
Простой шов в петлю. (Рис. 229).
Вытянув нитку вверх, вкалывают иголку в ту же дырочку и вытаскивают ее через 3-4 нитки, сверху петли, которую придерживают большим пальцем левой руки. Затем петлю затягивают, а иголку опять втыкают в дырочку, из которой вышла нитка и т. д. Этот шов употребляется вместо шнурочка при тонких линиях и для окаймления фонов и глади.
К нему придется часто возвращаться.
|
Шов в петлю с навивкой. (Рис. 230).
Закончив шов в петлю, его перевивают ниткой другого цвета, пропуская ее под петли, но не захватывая материи. Шов получает вид шнурочка.
Рыбка. (Рис. 231).
Этот шов напоминает орнаментный шов "елочкой" (рис.46). Он составляется из фестонных косых стежков, расположенных вправо и влево, по очереди.
Только стежки в сторону длиннее, а внутренние части стежков очень коротки и образуют не изгибы, а вертикальный стержень. Этот шов идет чаще всего для листьев.
Жемчужный шов. (Рис. 232).
Шов древне-германского происхождения. В противоположность предыдущим, его исполняют снизу вверх.
Захватив иголкой несколько ниток полотна, вытягивают нитку. Потом иголку направляют под сделанный стежок, как показывает стрелка, и затягивают узелок.
От ловкости и вкуса исполнительницы зависит, сделать ли эти узлы наискось или прямо и близко один к другому.
В последнем случае шов напоминает тесно нанизанные бусы. Во всяком случае, стежки должны быть как можно правильнее. Вид шва меняется сообразно направлению стежков и количеству захватываемых ниток ткани.
Косичка. (Рис. 233).
Этот шов похож на переплетный шов (рис. 167 и 168), но он не пересекается вертикальными стежками.
Косичку можно исполнять на всякой ткани, по считанным ниткам или по рисунку; шов может быть и узкий, и широкий, толстой и тонкой ниткой, тесными и редкими стежками.
Закрепив нитку в материи, делают косой стежок слева вправо, вниз и, пропустив 5-6 ниток - в зависимости от ткани и ниток - делают второй косой стежок вверх, равный первому.
Потом третий стежок, выходящий из той же дырочки, из которой сделан первый стежок, вниз, вправо.
Потом опять стежок вверх и т. д. Пунктир на рисунке обозначает порядок следующих стежков.
Румынский шов. (Рис. 234).
Этот шов состоит из поперечных стежков, пересеченных стежками за иголку, немного наискось.
Воткните иголку снизу вверх, 2-3 нитки левее линии узора, потом вниз, на том же расстоянии от линии. Вытащите иголку на середине стежка. Потом прихватите стежок и начните новый ряд, рядом с первым, через 2-3 нитки.
Три узеньких бордюра разным швом. (Рис. 235, 236, 237).
Эти бордюры предназначены для салфеточек, передников и платьев.
Рис. 235 - узенькая полоса, вышитая стебельком в два цвета. Рис. 236 узор, исполненный в петлю, а 237 - тот же узор в петлю с навивкой.
Цветы венгерской гладью. (Рис. 238).
Венгерские крестьянки вышивают таким швом платья и белье. Фоном для этой вышивки служит тонкое полотно. Вышивка красная с несколькими золотисто-желтыми листьями. Направление стежков ясно видно на рисунке.
Рис. 238. Цветы венгерской гладью
Целый ряд таких мотивов, прямой или извивающийся, а также отдельный мотив в углу - очень подходящие для столового белья, для передника и т. п.
Кайма и цветок гладью, шнурочком и в петлю. (Рис. 239).
Мотив славянский (моравский). Встречается на рукавах, платках и головных уборах. Исполняется красным, черным, желтым, синим и крем. Вышивка сделана по темно-синему полотну.
Глазки сделаны желтым шнурочком с красными зубчиками, гладью вокруг. Гладью (красным) сделан низ цветка и квадратики яблока.
Рис. 239. Кайма и цветок гладью, шнурочком и в петлю
Верхние листья - крем, так же как трилистники. В бордюре чередуются синие цветы с черной середкой и красные цветы с синей середкой; листья желтые и крем.
В середине яблока идут последовательно цвета: черный, желтый и крем.
По бокам, сверху начиная, синий, крем, красный и желтый. Середина боковых листьев зашита (считая сверху) синим, желтым, черным, желтым, красным. Сердцеобразный мотив - черным и крем. Это "сердце" окаймлено красным шнурочком. Все остальные шнурочки в цветке и в бордюре - желтые, исключая нерв желтых листьев, который сделан синим.
Середина яблока окаймлена черным, в петлю.
Глазки окружены двумя рядами в петлю - черным. Двойная линия - синим и черным - в петлю заканчивает бордюр сверху.
Внизу три ряда в петлю: синим, черным и желтым. (Шов в петлю, см. рис. 339).