Вышитые кружева
Как продолжение ажурной строки по полотну, мы собрали в настоящей главе под названием "Вышитые кружева" различные роды вышивок, которые, хотя и исполняются часто на материи, но по своему ажурному виду напоминают настоящие кружева.
Сначала мы предложим нашим читательницам модели, исполненные по образцу Дрезденских кружев, которые первоначально выполнялись исключительно на батисте. Примененный к современному вкусу и сделанный на неплотном полотне или этамине, этот род вышивок называется "Вышивкой Кольбер".
Во второй части этой главы мы будем говорить о вышивках по тюлю и дадим сначала несколько простых рисунков штопального шва, а затем уже покажем более богатые узоры различных швов настилки и модели аппликации по тюлю.
В последней главе будет говориться о так называемых испанских кружевах, исполняемых цветным шелком с золотыми и серебряными нитками по полотняному фону или без него.
Дрезденские кружева.
В XVIII столетии в Германии изготовлялись шали, воротнички и даже головные уборы из тонкого батиста, отделанные тем родом очень богатой ажурной вышивки, который назывался "Дрезденским кружевом". Узор таких вышивок состоял всегда из стилизованных цветов с орнаментами в стиле рококо.
Смотря по способу исполнения, различают несколько жанров Дрезденских кружев. В первом жанре мотивы узора обрамляются стебельковым швом (стежки "галопом") или швом шнурком; фон вполне ажурный, а отдельные части фигур заполняются швами дамассе.
Во втором жанре контуры больших фигур, которые должны быть расположены на некотором расстоянии друг от друга, и маленькие узенькие мотивы вышиваются с изнанки очень плотным крестообразным швом, что делает их значительно рельефнее; фон остается незаполненным, а фигуры внутри покрываются различными швами.
Чтобы избежать утомительной работы крестообразным швом, можно этот шов заменить фестончатым швом или елочкой.
В самых дорогих кружевах фон ажурный, а Мотивы узора вышиваются различными швами. Для внешних частей выбирают довольно крупный шов дамассе, для внутренних менее значительный, а для ажурного фона берут самый незатейливый узор.
Материалы.
Исполнение этого рода работ особенно облегчается употреблением тканей, очень похожих на ажурный фон. Из них мы назовем крупный этамин, двойной этамин и полотно Кольбер. Пользуясь более толстой тканью, можно увеличить размеры рисунка, стараясь все-таки сохранять пропорциональность частей, чтобы не повредить красоте работы.
Исполненные на тканях средней толщины, эти кружева употребляются для отделки занавесей и штор, равно как и для покрывал всякого рода, для накидок на подушки, для булавок и т. п.; вышитые же на более тонких материях, они служат для отделки дамских туалетов, воротников, манжет, вставок и т. п.
Если для фона берут толстый этамин или жесткое полотно, характер вышивки Кольбер немного изменяется. В контурах стебельковый шов заменяется шнурком, что же касается до самой вышивки, то вместо того, чтобы быть белого цвета или цвета крем, она исполняется в несколько цветов, к которым прибавляют еще, смотря по надобности, золотые или серебряные нитки. Фон в этом случае ажурный, а мотивы-узоры покрываются стежками дамассе.
Эти вышивки употребляются для декоративных предметов, для подушек, панно, покрывал и т. п.
Приклад.
Для вышивок по батисту берут тонкие нитки; нитки для кружев D.M.C., лен для вышивания D.M.C. и некрученый лен для вышивания D.M.C., белого цвета; для вышивок на этамине или на полотне Кольбер — бумагу перле D.M.C., кордонне 6 нит. D.M.C., а для некоторых накидных швов специальное мулине D.M.C., белого цвета или экрю.
Вышивка Кольбер делается почти всегда витым или некрученым шелком; из некрученого шелка мы рекомендуем шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C., — для контуров берут турецкий шнурок D.M.C.; для того, чтобы повысить эффектность некоторых стежков дамассе, исполненных некрученым шелком, можно взять также золотое шине D.M.C. и тонкое золото и серебро D.M.C.
Настилка.
Эффектность и красота вышивок зависят сильно от выбора стежков для настилки. По роду этих последних настилка бывает трех разных видов.
- 1. Настилка, состоящая из накидных стежков или так называемый "шов дамассе".
- 2. Ажурная настилка, происшедшая от стягивания ниток ткани, или так называемый "ажурный фон" и декоративные сетки.
- 3. Настилка, состоящая из ажурных фонов и швов дамассе.
Чтобы облегчить нашим читательницам репродукцию различных швов, которые последуют дальше, мы указываем для каждого число ниток, которого требует один мотив.
1. Настилка, состоящая из накидных стежков или так называемый "шов дамассе".
Узоры таких фонов состоят из накидных вертикальных горизонтальных и косых стежков и похожи иногда на узорчатые ткани. В этом случае они покрывают совершенно фон, образуя маленькие фигуры, между которыми фон ткани только едва заметен. Об употреблении этих швов для различных частей цветов и листьев или орнаментов упоминалось уже в вышивке "пике" в главе "Вышивка по полотну и батисту".
Первый шов дамассе. (Рис. 794).
Каждый мотив требует 4 нитки в вышину и 4 нитки в ширину.
Плотный узор состоит- из косых накидных стежков, сделанных косыми рядами. Проведя нитку на лицо работы, пропускают иголку кверху и справа налево через 4 нитки ткани, чтобы вывести ее опять налицо под шестью нитками в вышину и двумя нитками в ширину. Потом исполняют новый косой стежок справа налево поверх 4 ниток, и так далее. Второй ряд стежков делается таким же образом, причем стежки помещаются между стежками предыдущего ряда, в котором они захватывают две нитки ткани.
Второй шов дамассе. (Рис. 795).
Каждый мотив требует 8 ниток в вышину и 6 ниток в ширину.
Наш рисунок состоит из расположенных один над другим рядов маленьких ниспадающих зубчиков, исполненных вертикальными накидными стежками.
Сначала делают один прямой стежок вверх через 2 нитки ткани, потом пропускают иголку направо под 4 нитками в вышину и 1 ниткой в ширину, чтобы сделать второй вертикальный стежок поверх 4 ниток в вышину; таким же образом исполняют третий столбик поверх 6 ниток и четвертый поверх 8 ниток в вышину; после чего снова постепенно уменьшают вышину стежков; в последнем стежке, который может рассматриваться, как первый стежок следующего маленького зубца, насчитывается 2 нитки в вышину. Таким образом вышивают весь ряд зубчиков. Следующие ряды касаются правым краем стежков предыдущего ряда.
Третий шов дамассе. (Рис. 796).
Каждый мотив требует 6 ниток в вышину и 12 ниток в ширину.
Узор состоит из расположенных косыми рядами чередующихся треугольников накидными горизонтальными стежками.
Вышивку начинают сверху с самого короткого стежка, который накидывается слева направо поверх 2 ниток ткани; за этим стежком следуют 5 горизонтальных стежков, которые постепенно расширяются на одну нитку ткани вправо и влево, так что самый длинный стежок накидывается поверх 12 ниток. Потом переходят к следующему треугольнику налево и, когда работают таким образом, чередование треугольников происходит само собою.
Четвертый шов дамассе. (Рис. 797).
Каждый мотив требует 12 ниток в вышину и в ширину.
В этом узоре ткань фона почти совершенно покрыта ромбами, состоящими из 10 накидных горизонтальных стежков каждый. Эти ромбы исполняются косыми рядами следующим образом. Пропустив иголку на желаемое место, делают горизонтальный стежок слева направо поверх 2 ниток ткани; повторяют такой же стежок вниз с промежутком в одну нитку, и, спускаясь постоянно на одну нитку, исполняют 2 стежка поверх 6 ниток в ширину, увеличивая их таким образом на 2 нитки вправо и влево; 2 горизонтальных стежка поверх 10 ниток образуют середину ромба. Следующие стежки укорачивают на 2 нитки подобно тому, как раньше удлиняли на 2 нитки, так что последние стежки накидываются также на 2 нитки, как и первые.
Пятый шов дамассе. (Рис. 798).
Каждый мотив требует 8 ниток в вышину и в ширину.
Сначала делают 4 вертикальных стежка поверх 8 ниток в вышину; потом проводят иголку сверху вниз под 2 нитками в вышину и одной ниткой в ширину (см. также рис. 798) и исполняют 3 горизонтальных стежка слева направо, пропуская 2 нитки в виде промежутка между стежками. Окончив третий горизонтальный стежок, спускаются еще вправо на 2 нитки в вышину и одну нитку в ширину, чтобы продолжать делать 4 вертикальных стежка. Второй ряд узора работается так же, как первый, но только необходимо помещать фигуры таким образом, чтобы горизонтальные стежки помещались под вертикальными стежками, а вертикальные стежки — под горизонтальными.
Шестой шов дамассе. (Рис. 799).
Каждый мотив требует 2 нитки в вышину и 10 ниток в ширину.
Вертикальные полосы из горизонтальных стежков чередуются с полосами русским швом. Начинают с полос накидными стежками, которые имеют 4 нитки в ширину. Промежутки между полосами состоят из 6 ниток; поверх этих ниток исполняют скрещенную с изнанки строчку (см. рис. 75). Выпустив иголку между четвертой и пятой ниткой промежутка, делают косой стежок, спускаясь справа налево поверх 4 ниток в ширину и 2 ниток в вышину; выпускают иголку на 2 нитки выше, чтобы сделать второй косой стежок, спускающийся направо поверх 6 ниток в ширину и 3 ниток в вышину, и скрещивающийся с первым стежком; пропускают' иголку вертикально под 2 нитками в вышину и делают косой стежок влево и так далее.
Этот фон особенно выигрывает, если делается нитками разной толщины; для накидных стежков берут толстую нитку, а для скрещенной с изнанки строчки — тонкую нитку.
Седьмой шов дамассе. (Рис. 800).
Каждый мотив требует 12 ниток в вышину и в ширину.
Квадраты из накидных косых стежков, отделенные друг от друга зигзагообразными полосами, образуют фон, который совершенно закрывает ткань. Сначала выполняют зигзагообразные полосы, которые требуют 5 косых стежков в каждом направлении, поверх 4 ниток ткани с 2 нитками промежутка. Эти полосы располагаются таким образом, чтобы внутри получились квадраты материи из 8 ниток ткани. Эти квадраты покрываются потом накидными стежками, расположенными в направлении, противоположном направлению стежков зигзагообразных полос.
Первый и седьмой стежки квадратов накидываются поверх 2 ниток материи, второй и шестой поверх 4 ниток, третий и пятый поверх 6 ниток, а четвертый поверх 8 ниток.
Восьмой шов дамассе. (Рис. 801).
Каждый мотив требует 8 ниток в вышину и 6 ниток в ширину.
Вертикальные линии узора делаются следующим образом. Выпустив иголку, делают горизонтальный стежок справа налево на 2 нитках, потом спустившись направо под 2 нитками в ширину и в вышину, исполняют второй горизонтальный стежок и так далее. Промежуток между полосами состоит из 4 ниток, на нем вышивают небольшие квадраты, состоящие из 3 накидных вертикальных стежков на 4 нитках в вышину, затем пропускают 4 нитки ткани и делают следующий квадрат.
В следующем промежутке маленькие квадраты перемещаются, то есть располагаются между квадратами предыдущего ряда.
2. Ажурные фоны.
Посредством швов, в которых сильно стягивают известные группы ниток ткани, получают ажурные фоны, которые очень похожи на шитье строкой по полотну, описанное в предыдущей главе "Шитье строчкой или ажур по полотну".
Эти фоны делаются без удаления ниток ткани и могут быть исполнены на неплотных тканях в противоположность ажурной строке по полотну, которая требует всегда плотной материи. Эти фоны употребляются в виде настилки и разделяются на две различные группы.
1. Ажурные швы, исполняемые очень тонкой ниткой, при которых узор образуется единственно лишь из ниток ткани, различно сгруппированных (см. рис. 802 - 806).
2. Швы, для которых берут толстую нитку, образующую рельеф на фоне материи; здесь узор образуется не из одних лишь ниток ткани, но также и из нитки вышивки, которой делаются рельефные стежки (см. рис. 807 - 811).
Первый ажурный фон. (Рис. 802).
Каждый мотив требует 5 ниток в вышину и в ширину.
Этот фон делается косыми рядами.
Начинают с вертикального стежка поверх 4 ниток вверх, потом проводят иголку вниз справа налево под 4 нитками ткани, делают горизонтальный стежок на 4 нитках слева направо, пропускают иголку на изнанке вниз справа налево под 4 нитками ткани, чтобы начать опять восходящий вертикальный стежок, который касается предыдущего горизонтального стежка. Продолжают ряд по описанию, данному выше.
Когда прибавляют второй ряд стежков, пропускают одну нитку ткани по косому направлению и продолжают работу, как и прежде. Таким образом стягиванием ниток ткани получают кресты, образованные нитками материи, пропущенными между двумя рядами стежков.
Для того, чтобы получился ажурный рисунок, необходимо сильно стягивать нитку, собирающую нитку ткани.
Второй ажурным фон. (Рис. 803).
Каждый мотив требует 6 ниток в вышину и в ширину.
Этот фон делается по двум направлениям горизонтальными и вертикальными рядами. Только окончив совершенно ряды в одном направлении, переходят к рядам в другом направлении, которые пересекают первые ряды.
Начинают с горизонтальных рядов, проводя иголку снизу вверх, вертикально над 4 нитками ткани, чтобы вывести ее опять наискось под 4 нитками в вышину и в ширину и сделать второй вертикальный стежок кверху. Между вторым и третьим стежками пропускают на изнанке только 2 нитки в ширину, потом делают вертикальный стежок. Таким образом в промежутках между стежками насчитывается попеременно то 4, то 2 нитки материи. Вертикальные ряды, которые пересекают горизонтальные ряды, требуют горизонтальных стежков, которые исполняются таким же образом.
Оконченный шов представляет собою маленькие квадраты, обрамленные клетчатыми стежками, между которыми видны маленькие ажурные крестики, образованные двумя нитками материи, пропущенными между квадратами.