Вышитые кружева
Испанские кружева. Вышивка металлическими и шелковыми нитками.
Самые дорогие вышитые кружева испанского или итальянского происхождения исполняются металлическими нитками и цветным шелком на полотняном фоне или без него.
Мы дадим последовательно три характерных образчика этого рода работ. Первый образчик, очень легко выполнимая прошивка, вышитая на батисте цвета экрю золотом и зеленым шелком; второй образец - мавританский квадрат - богатая цветная вышивка с обрамлением и орнаментными стежками из золотой нитки; наконец, мы дадим образец филигранного кружева золотом и серебром и цветным шелком.
Приклад. Для исполнения наших моделей мы рекомендуем очень крученые металлические нитки. Для контуров можно пользоваться тонким золотом и серебром D.M.C., сверх которого исполняются фестончатые стежки шелком среднего кручения или бумагой перле D.M.C.
Для заполнения мотивов плоским швом в мавританской вышивке мы советуем пользоваться шелком мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C. Когда нужно незаметно прикрепить золотые и серебряные нитки или блестки, тогда употребляют ниточки шелка мулине.
Прошивка из испанской вышивки. (Рис. 854 и 855).
Испанская вышивка состоит в том, что все части модели, нарисованной на полотняном или батистовом фоне, обрамляются двойной металлической ниткой, которая удерживается фестончатыми стежками, исполненными цветным шелком. Внутри мотивы заполняются однометными стежками золотыми и серебряными нитками.
Раз вышивка окончена, материя, заключающаяся между орнаментами, вырезается. Пико, образующиеся из наружной металлической нитки, соединяют отдельные части узора. Сначала исполняют контуры, для чего берут 2 золотых нитки и помещают их одну возле другой, укрепляя их фестончатыми стежками.
Там, где этого требует рисунок, образуют петельку - пико, которое точно так же удерживается фестончатым стежком. Рисунок 855 показывает способ переплетать пико, чтобы соединить мотивы-узоры в пустоте. Для украшения фигур внутри, вышивают паучки с шестью лучами, штопальным швом, внутри листьев; две золотых нитки, которые образуют ряд маленьких петелек, заполняют все другие части модели.
Для фона берется батист цвета экрю; для фестончатых стежков бумага перле D.M.C. сине-зеленого цвета; чтобы укрепить золотые нитки, образующие ряд петелек, шелк мулине D.M.C. золотого цвета, разделенный на ниточки.
Окончив совершенно вышивку, вырезают батистовый фон, находящийся под пико, возле самых контуров фестончатым швом.
|
Приклад. Тонкое золото для вышивания D.M.C. № 20 и бумага перле D.M.C. № 8 зелено-синего цвета.
Квадрат из мавританской вышивки. (Рис. 856 и 857).
Этот род вышитых кружев требует такой же приготовительной работы, как и испанская вышивка, т. е. обрамления контуров двойной металлической ниткой. Внутри фигур орнаментные стежки из золота и серебра заменены настилкой плоским захватывающим швом, исполненной цветным шелком, сверх которой укрепляют еще золотые или серебряные блестки.
Мы даем здесь (рис. 857) в натуральную величину четверть квадрата (рис. 856). Эта прекрасная работа может употребляться для отделки подушечек, для булавок или для саше.
Для приклада берется тонкое золото D.M.C. № 30 и шелк мулине D.M.C. золотого цвета, разделенный на нитки для контуров; для больших же цветов и разводов, выходящих из этих цветов - персидский шелк D.M.C. голубого цвета и цвета красной меди; зелено-бронзовый цвет служит для других орнаментов этого квадрата.
Приклад. Тонкое золото D.M.C. № 30, персидский шелк D.M.C. голубого цвета, зелено-бронзового, желто-зеленого и цвета красной меди.
Филигранное кружево. (Рис. 858, 859, 860, 861).
Самое тонкое из испанских кружев - это филигранное кружево. Мы даем образчик его на рис. 858. Оригинал нашего узора, украшавший шелковое покрывало на стол XVII века, испанского происхождения.
Исполнение этой вышивки гораздо труднее предыдущих и требует очень искусной руки. Различные части узора образуются из металлических ниток, соединенных между собою фестончатыми стежками из шелка, и исполняются по чертежу на кальке без фона из материи. Срисовав рисунок на матовой стороне кальки, укрепляют эту последнюю на клеенку; глянцевитая сторона кальки обращается кверху.
Приготовительная работа состоит в вышивании стебельковым швом (см. "Вышивка по полотну и батисту" рис. 72) линии вверху всех частей, узора-модели частей, на которых исполняется позднее первая линия фестончатых стежков. Этот стебельковый шов должен проходить через кальку и клеенку. Окончив подготовительную работу, можно начать исполнение самого кружева.
Как мы уже говорили перед тем, это кружево состоит из металлических ниток, соединенных между собою фестончатыми стежками, исполненными из цветного шелка.
Первый ряд этих фестончатых стежков, сверх металлической нитки, исполняется в ряду стебельковых стежков. Дойдя до конца фигуры, сгибают металлическую нитку и делают второй ряд фестончатых стежков в противоположном направлении, помещая стежки в петельки, образованные предыдущим рядом.
Таким образом прибавляют один ряд стежков к другим до тех пор, пока не будет заполнен весь мотив. В последнем ряду фестончатых стежков образуют из металлической нитки пико, которые служат то для соединения фигур между собой, то для отделки кружевного края.
Рис.861.
Исполнение зубца кружева рис. 858
Когда пико должны связывать части рисунка, их нужно соединить фестончатым стежком с первым рядом следующей части. Когда нужно взять новую нитку, тогда следует исполнить фестончатые стежки сверх начала новой нитки и конца старой, потом обрезать выходящие кончики нитки.
Для выполнения нашей модели (рис. 858) мы советуем начинать работу сверху каймы кружева, которая обрамляет серпантинную линию. Первый фестончатый ряд вверху делается золотой ниткой и зеленым шелком. Потом надо сделать простое пико.
Второй ряд фестончатых стежков внизу исполняется розовым цветом, а третий голубым; здесь делают большие пико, соединяющие изгибы серпантинной линии, которая исполняется точно так же голубым шелком; она соединяет большие ниспадающие пико и образует нижние пико во втором ряду стежков.
За этим следует прямая линия голубого и розового цвета, в которую вводят нижние пико серпантинной линии. Наверху к кайме прибавляют два ряда стежков из розового шелка, которые соединяют ряд простых пико.
Чтобы образовать зубцы, начинают с нижних бантиков, с переплетенными пико по образцу рис. 860. Ход работы указан на рис. 861.
Расположение цветов изменяется каждый раз для трех зубцов; голубой и зеленый цвета служат для фестончатых стежков сверх золотой нитки, коричневый и розовый сверх серебряной нитки.
Первый зубец начинается наверху голубым шелком; затем следуют две маленьких пирамиды из коричневого шелка и одна пирамида из розового шелка; наружный полукруг делается зеленым.
Второй зубец начинается со светло-коричневого цвета, потом две пирамиды зеленого цвета и одна голубого цвета и кончают полукругом розового цвета.
В третьем зубце бантики зеленые, две пирамиды розовые и одна пирамида коричневая, а полукруг голубой. Окончив кружево, разрезают на изнанке работы ряды стебельковых стежков, стежок за стежком и кружево отделяется само собою от фона.
Нужно тщательно удалить все маленькие концы ниток, которые могут остаться в кружеве.
Приклад. Тонкое золото и серебро D.M.C. № 20, витой шелк голубого, желтого, красного, зеленого и кремового цветов.