Вышитые кружева
Седьмой ажурный фон с квадратами из накидных стежков. (Рис. 818).
Каждый мотив требует 24 ниток в вышину и в ширину.
Фон, представляющий собою отдельные клетки, состоит из двойных рядов клетчатым швом рис. 740; свободные квадраты материи заполняются маленькими квадратами, вышитыми косыми накидными стежками. Клетчатый шов, который делается прежде всего, исполняется на 3 нитках в вышину и 3 нитках в ширину.
Для свободных частей материи оставляют 18 ниток промежутка, на котором вышиваются большие квадраты накидными стежками, состоящие из маленьких квадратов в 15 косых стежков, из которых самый короткий накидывается сверх 1 нитки, а самый длинный сверх 8 ниток; эти длинные стежки должны встречаться в центре.
|
|
Восьмой ажурный фон с ромбами накидными стежками и скрещенной с изнанки строчкой. (Рис. 819).
Каждый мотив требует 28 ниток в вышину и 26 ниток в ширину.
Ромбы с широкими контурами накидными стежками и ажурным центром чередуются с квадратами, состоящими в свою очередь из четырех квадратов скрещенной с изнанки строчки.
Исполнение контуров ромбов начинается с левой вершины вертикальным стежком, спускающимся на 2 нитки материи; восходя на изнанке косым стежком вправо на 3 нитки в вышину и 1 нитку в ширину, делают на лице второй стежок на 4 нитках в вышину.
Продолжая таким образом, исполняют вертикальные стежки на 6, 8 и 10 нитках материи, и, выпустив иголку еще раз кверху, делают 9 вертикальных накидных стежков сверх 6 ниток, поднимаясь при каждом стежке на одну нитку вверх; 9-й стежок образует вершину, ромба.
После этого делают 8 спускающихся вправо стежков, один длинный стежок сверх 10 ниток, к которому прибавляют еще 4 стежка, уменьшающихся постоянно на одну нитку вверху и внизу таким образом, чтобы в последнем стежке - в правом углу ромба насчитывалось не более 2 ниток.
Ромб заканчивается внизу 17 вертикальными накидными стежками сверх 6 ниток в вышину. В центре вышивают маленькие фигуры, состоящие из взятых четыре раза 3 накидных горизонтальных стежков, сверх 4 ниток материи; эти фигуры окружены серпантинной линией, образованной двойными стежками через край сверх 2 ниток материи. Изготовление квадратов скрещенной с изнанки строчкой делается косыми рядами.
Дрезденские кружева на батистовом фоне. (Рис. 820, 821 и 822).
Исполнение этого тонкого и нежного рисунка сравнительно легко; однако, вышитый на тонком батистовом фоне, он требует много терпенья.
Срисовав рисунок и натянув материю в пяльцы, заполняют внутренность фигур стежками, рис. 805, 806, 814 и 819, потом вышивают контуры и маленькие тонкие мотивы узора скрещенной с изнанки строчкой, которая сделает эти части более толстыми и выпуклыми, так что они лучше будут выделяться на прозрачном фоне.
Хотя мы давали объяснение скрещенной с изнанки строчки в главе "Вышивка гладью", тем не менее мы повторим его еще раз рисунками 821 и 822. Рис. 821 представляет лицо работы; он показывает, как иголка делает попеременно стежки строчки вправо и влево листка; рис. 822 представляет изнанку работы, которая образует очень правильно скрещивающийся шов.
Окончив фон и контуры, снимают вышивку, чтобы сделать края фестончатым швом; после каждого четвертого стежка прибавляют снаружи фестончатое пико (см. главу "Кружева иголкой" рис. 869).
Для приклада мы рекомендуем нитки для вышивания D.M.C. № 20 для всех частей скрещенной с изнанки строчки и №№ 50 и 90 для стежков настилки и фестонов.
Приклад. Нитки для вышивания D.M.C. №№ 20, 50 и 90, белые.
|
|
Имитация Дрезденских кружев на этамине с ажурным фоном. (Рис. 823).
Для лиц, предпочитающих менее кропотливую работу, мы даем здесь кружева, вышитые на крупном этамине, которые более всего походят на Дрезденские кружева. Срисовав рисунок, начинают делать ажурным швом фон рис. 802; этот шов по желанию может быть заменен швом рис. 803 или швом рис. 804. Внутренность цветов заполняется швом рис. 812, листьев швом рис. 813; эти швы могут точно так же заменяться другими швами, объясненными в этой главе.
Окончив все швы фона и настилки, вышивают контуры стебельковым швом, чтобы они рельефнее выделялись на фоне и чтобы лучше выделить не вышитые части на этамине.
Кружево кончается внизу рядом простых фестончатых стежков, исполненных сверх 2 рядов стежков вперед иголку.
Для приклада берут некрученый лен D.M.C. № 25 для стежков настилки и № 16 для контуров стебельковым швом.
Приклад. Лен для вышивания D.M.C. №№ 16 и 25 или бумага перле D.M.C. №№ 5 и 8, белого цвета или цвета крем.
|
Подушка из вышивки Кольбер. (Рис. 824 и 825).
Крупные узоры, исполненные на толстой прозрачной ткани различными стежками настилки и с контурами шнурком, известны под именем вышивки Кольбер. Мы даем один образчик ее для подушки.
Объяснительный рисунок 825 довольно велик, чтобы позволить скопировать стежки настилки, которые, впрочем, объяснены в этой главе. Мы заметим только, что венгерский шов (см. главу "Вышивание по канве", рис. 340) употребляется для исполнения завитков.
Двойной этамин употребляется для фона; стежки настилки делаются шелком мулине D.M.C. маисового и темно-ржавого цветов, к которому прибавляют местами тонкое золото для вышивания D.M.C. № 40.
Маленькие листочки, чашечки и стебли исполняются плоским захватывающим швом двух оттенков.
Когда все части рисунка заполнены, делают ажурный фон посредством шва рис. 808. Для приклада берут витой шелк цвета крем.
Окончив фон, исполняют обрамление мотивов, укрепив вокруг широких и больших частей турецкий шнурок № 6, а вокруг меньших фигур тот же шнурок № 12. Ряд стебельковых стежков витым шелком цвета крем, помещенных с наружной стороны турецкого шнурка, заканчивает вышивку.
Приклад. Шелк мулине D.M.C. и витой шелк желтого цвета и цвета крем и турецкий шнурок D.M.C. №№ 6 и 12, тонкое золото для вышивания D.M.C. № 30.
|
Кружева по тюлю.
В кружевах по тюлю узор исполняется вообще посредством штопального шва, вышиваются ли им мотивы целиком или только контуры. В этом последнем случае мотивы узора должны быть заполнены другими стежками. Кроме того, делают аппликацию по тюлю. Если узор исполняется по батисту, тогда он обыкновенно обрамляется фестончатыми стежками, тюль заменяет ажурный фон.
Самые простые узоры делаются только одними контурами штопальным швом, рассчитанными стежками или по чертежу. В узорах настилкой эти последние делаются рассчитанными стежками; контуры исполняются всегда по чертежу; сначала их намечают простой ниткой, а потом покрывают каким-нибудь швом или шнурком.
Этот последний род кружев составляет имитацию бельгийских, брюссельских и брабантских кружев; фон тюля заменяет сплетение; настилка заменяет различные узорчатые фоны, сделанные на коклюшках, которые заканчиваются потом толстыми контурами, как настоящие кружева.
Приклад.
Для вышивания по тюлю употребляют несколько №№ некрученых и шелковистых ниток; для фона из тонкого тюля белого цвета или крем пользуются специальным мулине D.M.C., некрученым льном для вышивания D.M.C., шелком мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C., для черного тюля берут только шелк. Толстый тюль, употребляемый часто для современных работ, требует более толстую нитку - специальное мулине D.M.C. или лен мулине D.M.C.
Для аппликации по тюлю необходимы две нитки: гибкая нитка, среднего кручения, а именно, бумага для вышивания D.M.C. - для фестончатых стежков и очень крученые нитки, как-то эльзасские нитки D.M.C., для бридочек и паучков в вырезных частях.
Приготовительная работа.
Для того, чтобы выполнить вышивку по тюлю, сначала срисовывают рисунок на кальке или на клеенке, потом натягивают тюль очень аккуратно на этот чертеж, стараясь не вытянуть или не сморщить его, что может повредить виду оконченной работы.
В рисунках настилкой намечают сначала стежками через край контуры узора по чертежу, подложенному под тюль, употребляя для этого тонкую нитку, а потом уже переходят к самой вышивке.
Ажуры по тюлю.
Сначала мы дадим ряд небольших фонов мелкими узорами и прошивок, очень легких по исполнению, которыми мы воспользуемся позднее для последующих узоров кружев.
Первый ажур по тюлю. (Рис. 826).
Этот шов требует для исполнения двух рядов: туда и обратно. Для ряда туда делают простые стежки через край, идущие слева направо, а для ряда обратно исполняют 3 стежка в одной петле, наклоненные в направлении, противоположном направлению первых стежков.
Второй ажурный шов по тюлю. (Рис. 827).
Окончив двойной ряд стежков, образующих петельки, переходят к ряду крестообразных стежков, для которых пропускают нитку под одной бридочкой и сверх одной петли тюля, идя вперед, а идя назад, покрывают первые стежки такими же стежками.
Третий ажур по тюлю. (Рис. 828).
Окончив ряд крестообразных стежков, подобных стежкам предыдущего рисунка, делают второй ряд, Пропуская нитку под бридочками, которые находятся между первыми стежками, таким образом, чтобы два ряда стежков покрывали только 3 нитки тюля.
Четвертый ажур по тюлю. (Рис. 829).
Нитка в этом шве проходит горизонтально под двумя бридочками и одной петлей тюля; потом, спускаясь наискось сверх двух бридочек и одной петли, пропускают нитку снова горизонтально под двумя бридочками, чтобы подняться наискось и так далее.
Во втором ряду делают те же самые стежки таким образом, чтобы четыре стежка встречались в одной петле тюля и чтобы две нитки проходили под одной петлей.