Вышитые кружева
Третий ажурный фон. (Рис. 804).
Каждый мотив требует 6 ниток в вышину и в ширину.
Здесь, при стягивании ниток материи пользуются пуэн д'еспри (см. главу "Филе", рис. 662 и 663).
Как указывает рисунок, пуэн д'еспри исполняется косыми рядами.
Выпустив налицо иголку, пропускают снизу вверх направо 3 нитки материи, чтобы сделать фестончатый стежок на 3 нитках в вышину, потом делают такой же стежок на 3 нитках вправо и третий стежок на 3 нитках вниз.
Чтобы окончить четвертый стежок, пропускают иголку через первый стежок и, пропуская на изнанке влево сверху вниз 3 нитки в вышину и 6 ниток в ширину, начинают второй стежок.
Четвертый ажурный фон. (Рис. 805 и 806).
Каждый мотив требует 8 ниток в вышину и в ширину.
Будучи более сложным, чем предшествующие, этот фон исполняется в три ряда. Сначала делают зигзагообразные ряды, которые образуют клетки на фоне. Эти ряды требуют 5 горизонтальных стежков, исполненных слева направо сверх 4 ниток материи с одной ниткой промежутка между ними.
Потом проводят иголку на изнанке работы, под 4 нитками, спускаясь справа налево, для того, чтобы исполнить 5 вертикальных стежков, снизу вверх, после чего пропускают на изнанке, наискось вниз, 4 нитки материи и продолжают делать 5 горизонтальных стежков.
Присоединяя эти зигзагообразные ряды непосредственно друг к другу, получим маленькие квадраты материи, состоящие из 4 ниток ткани, которые покрываются потом крестообразными стежками, обрамленными клетчатыми стежками, для чего требуется два ряда.
Начинают с правого угла вверху квадрата, проводя нитку наискось под 4 свободными нитками; делают затем вертикальный стежок кверху, проводят иголку в горизонтальном направлении слева направо под 4 нитками, делают, возвра щаясь назад, горизонтальный стежок на этих 4 нитках, проводят иголку вертикально под первым вертикальным стежком для того, чтобы сделать косой стежок, поднимающийся слева направо сверх 4 ниток.
Для того, чтобы перейти к следующему стежку, исполняют на изнанке работы длинный косой стежок, выводя иголку внизу в левом углу следующего маленького квадрата.
Здесь квадрат заполняется таким же образом, причем всегда начинают с вертикального стежка снизу вверх. Окончив эти ряды на всей поверхности вышивки, переходят к третьему ряду, которым кончают фон. Этот ряд делается в направлении, противоположном предыдущим рядам, но исполнение стежков остается тем же самым.
|
Оконченный фон представляет собою расположенные клетками маленькие, заключенные в квадраты, кресты, и если его держать против света, можно заметить длинные, косые стежки изнанки, которые вместе с заключенными в квадрат крестами образуют маленькие звездочки.
Пятый ажурный фон. (Рис. 807).
Каждый мотив требует 4 ниток в вышину и ширину.
Этот фон, напоминающий немного толстый тюль, делается горизонтальными рядами и требует сильного стягивания ниток материи.
Начинают с косого стежка, поднимающегося слева направо на 2 нитки в ширину и 4 нитки в вышину, потом проводят иголку горизонтально под 4 нитками влево, чтобы сделать косой стежок, спускающийся вправо, сверх 2 ниток в ширину и 4 ниток в вышину. Затем пропускают влево и на изнанке 4 нитки в ширину, для того, чтобы начать опять первый косой стежок и так далее.
Следующие ряды располагаются таким образом, чтобы в одном и том же ажуре всегда было 4 косых стежка.
Шестой ажурный фон. (Рис. 808).
Каждый мотив требует 6 ниток в вышину и в ширину.
Очень простое исполнение этого фона совершается 2 горизонтальными рядами. Первый горизонтальный стежок делается слева направо сверх 5 ниток, затем иголка проводится наискось справа налево и вниз под 2 нитками материи, чтобы сделать направо второй горизонтальный стежок сверх 5 ниток; затем, пропускают на изнанке, поднимаясь наискось налево, 2 нитки материи и переходят к стежку, подобному первому горизонтальному стежку.
Следующие ряды исполняются точно так же, причем, между ними остается одна нитка, а стежки перемещаются так, чтобы всегда было 2 горизонтальных, параллельных стежка. При работе таким образом между вышитыми стежками получаются маленькие ажурные крестики, состоящие из ниток материи, пропущенных между горизонтальными стежками.
Седьмой ажурный фон. (Рис. 809).
Каждый мотив требует 16 ниток в вышину и в ширину.
Настоящий фон состоит из чередующихся стежков звездочками, которые делят материю на ромбы. Объяснение шву звездочками дано в главе "Вышивание по канве", рис. 344. Стягивая сильно нитку, которой работают, получают маленькие ажуры в центре стежков.
Мы еще несколько раз встретимся с этими стежками, которые будут употребляться как отдельные фигуры в квадратах или ромбах на фонах, последующих дальше.
Восьмой ажурный фон. (Рис. 810 и 811).
Каждый мотив требует 8 ниток в вышину и в ширину.
Состоящий из двух проходящих наискось один сверх другого рядов удлиненных крестообразных стежков, этот фон бывает особенно эффективен, если исполняется несколько толстой ниткой.
Рис. 810 показывает первые ряды крестообразных стежков, которые делаются, поднимаясь вверх слева направо. Начинают с косого стежка сверх 6 ниток в ширину и 3 ниток в вышину, потом на изнанке пропускают налево вверху и в косом направлении 2 нитки материи, чтобы продолжать на лице длинным косым стежком; возвращаясь назад, заканчивают ряд крестообразных стежков.
На рис. 811 можно видеть способ исполнения второго ряда стежков, идущего сверх первого ряда стежков и перекрещивающего его.
Вследствие стягивания ниток материи между выпуклыми крестами образуются маленькие ажурные крестики.
|
|
3. Ажурный фон с фигурами накидными стежками.
Эти фоны, состоящие из ажурных стежков и маленьких фигур накидными стежками или стежками фантази, представляют самый богатый род настилки. Мы даем в этой главе восемь видов их, но наши читательницы без особенного труда могут сами увеличить число их, до бесконечности разнообразя сочетания их.
Что касается приклада, то для ажурных стежков берут крученую нитку, а для маленьких фигур накидными стежками — некрученую.
Первый ажурный фон с прутиками накидными стежками. (Рис. 812).
Каждый мотив требует 12 ниток в вышину и в ширину.
Косые прутики, исполняющиеся горизонтальными рядами, делят фон на ромбы.
Исполнение прутиков начинают с косого стежка, спускаясь на 2 нитки справа налево; затем на изнанке поднимаются под 2 нитками в ширину и 1 ниткой в вышину, чтобы сделать вниз косой стежок сверх одной нитки; снова поднимаются под 2 нитками в ширину и 1 ниткой в вышину, чтобы сделать второй косой стежок, спускающийся на 2 нитки материи, и так далее.
В каждом прутике насчитывается 9 косых стежков: 5 длинных и 4 коротких. После длинного стежка выпускают иголку из того же самого отверстия, из которого она вышла при последнем стежке, и исполняют второй прутик, подобный первому, но в направлении, противоположном ему. Следующие ряды прутиков должны быть перемещены для того, чтобы могли образоваться ромбы на материи, которые будут украшены стежками звездочками.
Чтобы вышить такой стежок, выпускают иголку из центра нижнего прутика направо, потом делают косой стежок справа налево, поднимающийся сверх 2 ниток материи, затем горизонтальный двухличный стежок направо, потом косой стежок сверху вниз налево, вертикальный стежок вверх и так далее. Вышивают 8 стежков, которые должны встретиться в центре ромба и образовать в нем ажурную петельку.
Второй ажурный фон с ромбами накидными стежками. (Рис. 813).
Каждый мотив требует 16 ниток в вышину и в ширину.
Рисунок показывает маленькие фигуры, состоящие из четырех ромбов накидными стежками, которые чередуются со стежками звездочками.
В маленьких ромбах насчитываются по 7 стежков в каждом, 1-й и 7-ой стежки накидываются в косом направлении сверх 1 нитки материи; 2-ой и 6-ой сверх 2 ниток, 3-й и 5-й сверх 3 ниток и 4-ый сверх 4 ниток. Как показывает рисунок, эти маленькие ромбы исполняются двумя косыми рядами, которые скрещиваются между собою. Звездочки, которые заполняют пустые квадраты, насчитывают по 8 встречающихся в центре стежков. Косые стежки накидываются сверх 3 ниток материи, горизонтальные же и вертикальные сверх 4 ниток.
Третий ажурный фон с полосами накидными стежками. (Рис. 814).
Каждый мотив требует 13 ниток в вышину и 4 ниток в ширину.
Два ряда клетчатых чередующихся стежков образуют ажур змеистой линией, который описывается в главе "Шитье строчкой или ажур по полотну" (см. рис. 740 и 741). Между этими двойными рядами клетчатых стежков, сделанных на 4 нитках материи, остаются свободными 5 ниток ткани, которые заполняются потом вертикальными накидными стежками, расположенными как раз под вертикальными стежками клетчатого шва.
Четвертый ажурный фон с полосами швом крестом. (Рис. 815).
Каждый мотив требует 15 ниток в вышину и в ширину.
Этот фон с косыми полосами состоит из двойных рядов крестообразных стежков и рядов ажурным швом, объясненным в главе "Ажурная строчка по полотну" (рис. 743).
Начинают с рядов крестообразных стежков; стежки исполняются горизонтальными рядами туда и обратно.
Между двойными рядами крестообразных стежков остается 9 ниток промежутка. Когда шитье крестом окончено, этот промежуток заполняется ажурными стежками. Первый стежок делается снизу вверх, поднимаясь влево сверх 3 ниток материи.
Чтобы сделать второй косой стежок вверх налево, спускаются вертикально под 3 нитками, после чего пропускают на изнанке направо 3 нитки в горизонтальном направлении и делают опять косой стежок, поднимающийся влево, и так далее. Второй ряд, который заканчивает ажурный шов, исполняется таким же образом, но только сверху вниз. Пробелы, в которых встречаются два косых стежка, образуют ажуры.
Пятый ажурный фон с фигурами крестом и звездочками. (Рис. 816).
Каждый мотив требует 12 ниток в вышину и 30 ниток в ширину.
Этот крупный фон употребляется для того, чтобы покрывать довольно значительные поверхности.
Два ряда клетчатых стежков, исполненных сверх 3 ниток материи, делят его на части. Две серпантинных параллельных линии украшают полосы материи между рядами клетчатых ажурных стежков, сделанных сверх 6 ниток в вышину и в ширину. Свободные части между двумя линиями крестообразных стежков украшены швом звездочками, а в промежутках между крестиками серпантинной линии помещаются отдельные узелки.
|
Шестой ажурный фон с фигурами фестончатым швом и квадратами крестом. (Рис. 817).
Каждый мотив требует 24 ниток в вышину и в ширину.
Подобно предыдущему, этот узор употребляется главным образом для больших работ. Прежде чем исполнять сам рисунок, покрывают всю материю ажурным фоном. Этот фон исполняется косыми рядами и следующим образом.
Делают сначала косой стежок налево, сверх 3 ниток пропускают на изнанке 3 нитки вниз, делают второй косой стежок, поднимающийся налево, после чего проводят иголку горизонтально под 3 нитками направо, чтобы продолжать делать третий косой стежок налево.
Следующий ряд исполняется в противоположном направлении, следовательно сверху вниз. Натягивая сильно нитку, которой работают, получают очень ажурный фон, на котором вышивают узор.
Косые линии, которые делят весь фон на ромбы, состоят из стежков прямым крестом, накинутых сверх 2 групп ниток ткани. Начиная сверху, накидывают нитку вертикально вниз сверх 2 групп ниток, пропускают на изнанке справа налево, наискось, одну группу наверху, потом продолжают делать спускающийся вертикальный стежок.
Во втором ряду, возвращаясь обратно, кончают кресты горизонтальными стежками. Когда окончены все ряды крестообразных стежков, ажуры в центрах ромбов окружаются фестончатыми стежками, которые делают рельефными края.