Швейная машина и машинный шов
Швейная машина. Еще в середине XVIII в. встречаются попытки создать швейную машину.
В 1755 г. англичанин Ф. Вейзенталь получил диплом за аппарат, снабженный иглой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине. Эта игла могла прокалывать материю туда и сюда, сама не переворачиваясь. С 1755 до 1846 г. Фома Сэнт, Д. Дункан, Д. - А. Додж, Б. Тимонье и Вальтер Гэнт настойчиво продолжали работать над вопросом о швейной машине; все они получили дипломы и значительно подвинули вперед вопрос, но все еще не достигли практических результатов. Только около 1850 г. Э. Гоу и И. М. Зингер после многочисленных неудач создали машину с практическим применением. Мало-помалу машина стала входить во всеобщее употребление.
С тех пор в машине сделано множество усовершенствований; теперь без машины не обходится ни одна семья.
Первые машины шили в одну нитку без челнока, образуя "шов в петлю" (рис. 50). Главный недостаток этого шва в том, что он очень легко распарывается, как только разорвется один стежок. Машина без челнока больше не употребляется, исключая разве вышивания и такие швы, которые почему-либо должны быстро распарываться.
Новейшие машины шьют в две нитки. Они снабжены челноками, содержащими нитку, которая вместе с ниткой, проходящей сквозь иглу, производит шов, называемый "строчкой" (рис. 51)
Принадлежности.
По мере того, как машина совершенствовалась, старались расширить область ее употребления и изобретали постепенно различные аппараты, предназначенные для упрощения заготовочных работ, как загибание рубцов, обшивание края тесьмой и т. д. Эти аппараты прикрепляются к машине вместо нажимателя. Достаточно небольшого навыка, чтобы достигнуть во всем этом отличных результатов. Чаще всего употребляются:
Подрубатель, механически загибающий материю.
Есть подрубатели неподвижные для широких и узких рубцов и подвижные, посредством которых можно сделать рубец желаемой ширины, перемещая произвольно регулирующую пластинку.
Ножка для строчки, посредством которой оторачивают материю тесемкой. Сначала вдвигают в ножку сложенную тесемку, а потом край материи внутрь так, чтобы он дошел до середины тесемки. Потом прострачивают, обращая внимание на то, чтобы край материи не выскакивал из охватывающей его тесьмы.
Вышиватель сутажем. Он служит для вышивания сутажем по нанесенному узору. Сутаж вкладывают в аппарат и прострачивают по линиям рисунка, поворачивая материю, сообразно линии, которую все время надо направлять к себе.
Собиратель, посредством которого можно без предварительной подготовки собирать материю и пришивать ее к прямой или косой полосе. Материя, на которой нужно сделать сборки, помещается под собиратель; полоса вдвигается в горизонтальную щель собирателя. Потом начинают строчку.
Есть еще приборы для штопки, для выстегивания и т. д., но они менее употребительны и то почти исключительно в профессиональных мастерских.
Машинный шов.
Не входя в подробности полного курса машинного шитья, мы даем некоторые общие указания и практические советы, которые не мешает запомнить, чтобы не приписывать свои неудачи машине или плохому качеству материала.
Швы. Как упомянуто выше, машинный шов бывает двух родов: в петлю (рис. 50) и строчкой (рис. 51).
Шов в петлю (рис. 50).
Этот шов редко употребляется для стачивания, так как скоро распарывается. Этим швом делают вышивку "в тамбур" и орнамент.
С лица шов в петлю имеет тот же вид, как и строчка, а с изнанки, как вышивка "в тамбур".
Поэтому, если желают этим швом сделать вышивку, то рисунок наносят наизнанку и с этой же стороны делают шов.
Шов в петлю легко тянется, так что очень удобен для тех материй, которые сами тянутся.
Строчка (рис. 51), которую делают машины в две нитки, выходит одинаково с обеих сторон, с лица и с изнанки. Строчкой шьют белье и платье и вышивают гладью.
Строчка исполняется двумя нитками разной толщины, из которых более тонкая намотана в челнок.
Для хорошего и красивого шва важно, чтобы: машина хорошо содержалась; материал был хороший; нитка была хорошо натянута.
Иголки. - Прежде чем начать работу, надо всегда убедиться, что иголка острая и нигде не тронута ржавчиной. Необходимо запасные иголки держать смазанными слегка жиром, чтобы не образовалось ржавчины.
Надо позаботиться также о том, чтобы иголка соответствовала толщине ткани и нитки.
Нитки. - Для машины употребляют обыкновенные нитки на катушках. Нитки в 6 ниток гораздо лучше ниток в 3 нитки, она ровнее и прочнее. Шов этой нитки правильнее и красивее.
Различают еще нитки лощеные и нелощеные. Нелощеная нитки мягче, гибче и годится для всякого шва. Лощеные нитки тверже и идет только для жестких материй.
Для машины в две нитки берут нитки одинакового качества для верхней и для нижней нитки, но для челнока номером тоньше.
Натяжение нитки (рис. 52 и 53).
Чтобы шов был красив и нитка не рвалась, важно, чтобы она была в меру натянута. Натяжение регулируется специальным винтом, помещенным сбоку машины. Нитки машинного шва должны перевиваться на середине толщины обеих материй (рис. 51); в таком случае, шов имеет красивый вид, он эластичен и прочен. Если верхняя нитка слишком натянута (рис. 52) или если она недостаточно натянута (рис. 53), швы выйдут неправильными и непрочными.
Если натяжение нитки правильное, она почти никогда не рвется.