Филе
Рис.718. Прошивка
из вышивки на ласи
Вышивки на ласи.
Так как изготовление филе - работа очень продолжительная и кропотливая, уже давно придумали заменить настоящее филе тканью, которая похожа на ручную работу.
Эта ткань, называемая "ласи" и "филейной канвой", выделывается теперь с петлями различной величины цвета экрю, белого и других цветов, и работы, при которых пользуются ею, не уступают ни в чем самым красивым работам по связанному филе.
Самыми интересными вышивками по филе считаются те, которые исполняются по канве с большими петлями и толстой ниткой; они так похожи на работы отрезным швом, punto taglito, что их можно принять одну за другую; фон филе производит впечатление фона из полотна с выдернутыми нитками.
Существуют также прелестные работы накидным швом, исполненные цветным шелком на цветном ласи с мелкими петлями.
Первые вышивки по филейной канве, известные под именем "сицилийских вышивок", мы получили из Италии и Испании, где всегда особо занимались этим родом работы.
Рисунки больших размеров делаются настилкой штопальным швом и с вышитыми контурами.
Материалы.
Новейшие ткани выделываются петлями различной величины, белого цвета, цвета крем и других цветов.
Приклад.
Так как ласи очень гибкая ткань, следует употреблять для вышивки некрученые нитки, как-то: специальное мулине D.M.C., лен мулине D.M.C., бумагу перле D.M.C., некрученый лен D.M.C., шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C.
Исключительно лишь для контуров берут крученую нитку, как-то: нитки для кружев D.M.C. или даже металлическую нитку — тонкое золото или серебро D.M.C., турецкий витой шнурок D.M.C. и золотое шине D.M.C.
Прошивка из вышивки на ласи. Имитация филе Ришелье. (Рис. 718).
Для фона здесь употребляется канва с большими петлями цвета крем, затканная тонкой ниткой; выполнение вышивки такое же, как и квадрата рис. 704.
Чтобы придать более богатства вышивке, употребляется шине D.M.C., золотое с экрю для тканого шва и турецкий шнурок D.M.C. № 12 для обрамления.
Приклад.
Золотое шине кремовое с золотом и турецкий шнурок D.M.C. № 12.
Бордюр из вышивки на ласи. Имитация отрезного шва. (Рис. 719 и 720).
Эта модель особенно интересна вследствие легкого и приятного выполнения ее и солидного вида вышивки, напоминающей собою итальянские работы отрезным швом.
|
Филейная канва с толстыми нитками служит фоном. Сам рисунок штопальным швом и фон с бридочками в обвивку делаются в точности сообразно с теми сведениями, которые мы даем в главе "Ажурная строка по полотну". Рис. 720 показывает нам часть работы во время ее исполнения. Штопальный шов делается в два ряда туда и обратно, а бридочки в обвивку, сделанные косыми рядами, требуют каждый раз по два стежка через край.
Для приклада берут бумагу перле D.M.C. темно-каштанового цвета для фона с бридочками и цвета крем для рисунка.
Приклад. Бумага перле D.M.C. или некрученый лен D.M.C. маисового и ржаво-каштанового цветов.
Рис.721. Бордюр из вышивки
на ласи в сицилийском стиле
Бордюр из вышивки на ласи в сицилийском стиле. (Рис. 721).
Испосполненный на фоне канвы бронзового цвета, этот богатый оттенками бордюр представляет одну из самых красивых моделей нашей книги не только по причине очень простого исполнения плоским швом и орнаментными стежками, но также и вследствие легкости увеличения числа цветов для исполнения его.
Многие рисунки крестом могут быть вышиты таким же образом, и почти все модели стилизованных цветов могут быть исполнены с небольшими изменениями гладью по филейной канве.
Сама вышивка делается рассчитанным швом без чертежа. Этот способ исполнения имеет еще то преимущество, что при нем легко можно менять оттенки, для чего достаточно соединить ткацким узлом 2 цветные нитки.
Большая часть вышивок на ласи употребляется без подкладки. В этом случае следует связывать нитки одну с другой при перемене оттенков для того, чтобы на изнанке не было длинных неправильных стежков по всем направлениям, которые благодаря прозрачности ткани будут производить дурное впечатление.
Ткацкий узел делают таким образом, чтобы вытянутый, он находился приблизительно на половине высоты стежка. Чтобы работать несколькими цветами, нужно очень естественно взять столько иголок с нитками, сколько будет оттенков.
Наш бордюр вышит весь шелком мулине D.M.C. В центре больших фигур помещены два маленьких желтых ромба и два зеленых ромба в красной рамке, окруженной четырьмя отдельными мотивами, вышитыми темно-голубым цветом.
Гвоздики исполнены из светло-розового и фиолетового цветов со стеблями и чашечками ярко-зеленого цвета; маленькие фигуры в углах голубых мотивов — ржаво-каштанового цвета снаружи и белого внутри.
Центральный рисунок закреплен на четырех концах мотивами в виде прямоугольников цвета старого золота и темно-розового цвета; рамка в форме ромба вышита темно-зеленым, темно-розовым, темно-фиолетовым и темно-голубым цветами.
Повторения главного мотива делаются в тех же самых оттенках, как и главный мотив, только таким образом, чтобы четыре светло-фиолетовые гвоздики были обращены во внутрь бордюра, а одна целая гвоздика и две полугвоздики розового цвета — к наружному краю бордюра.
Ломанная линия орнаментными стежками темно-розового цвета и цвета старого золота; в цветочках, которыми оканчивается бордюр, снаружи попеременно употребляются все оттенки, встречающиеся в самом бордюре.
Приклад. Шелк мулине D.M.C. или персидский шелк цвета крем, ржаво-каштанового цвета, цвета старого золота, старой сирени и голубого, сине-зеленого и старой розы.
Специальный мулине D.M.C. № 25 цвета крем, бронзового цвета и цвета старого золота, фиолетовой скабиозы и голубого, сине-зеленого, красно-сафьянового и красно-кардинальского.
Бордюр из вышивки на ласи штопальным швом с витыми контурами. (Рис. 722 и 723).
Так же, как и в вышивках по полотну, вышивки на ласи могут исполняться по чертежу. В этом случае мотивы рисунка покрываются штопальным швом, чтобы затем их можно было округлить.
Наш рисунок 722 представляет один из этих узоров, исполнение которых пояснено рис. 723.
|
Как это можно видеть, штопальный шов делается в один ряд взад и вперед, сверх ряда петель, причем поднимается каждая вторая нитка ткани.
Обрамление делается двумя рядами стежков вперед иголку, которые должны пополняться и, сделанные совсем возле штопального шва, окаймляют все части рисунка наподобие петличного шнурка.
Для фона употребляется канва темно-голубого цвета, штопальный шов требует некрученой нитки, как-то: шелка мулине D.M.C. или персидского шелка D.M.C. цвета темной выдры, для контуров пользуются красным шелковым шнурком.
Приклад. Шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. цвета темной выдры и красный шелковый шнурок.
Различные роды штопального шва. (Рис. 724, 725, 726 и 727).
Мы прибавим еще несколько родов штопального шва, которые могут быть точно так же употреблены для настилки полосы (рис. 722). На рис. 724 мы поясняем штопальный шов, сделанный тонкой ниткой, что заставляет пропускать нитку от пяти до шести раз в каждом ряду петель ткани. Употребляя же, напротив, толстую нитку, нужно только два раза пропустить нитку через петли филе. (См. рис. 725).
Вместо того, чтобы правильно поднимать каждую вторую нитку, можно также делать стежки сверх нескольких петель и пропускать столько же петель между стежками; возвращаясь назад, покрывают пропущенные петли, перевертывая в то же время стежки (рис. 726).
Наш рисунок 727 показывает в конце концов шов, сделанный в один ряд. Стежки пущены сверх двух петель; третья поднимается. Отодвигая правильно стежки на одну нитку канвы, получим фон с косыми полосами.
Подушка из вышивки на ласи швом настилкой и с витыми контурами. (Рис. 728 и 729).
Эта вышивка показывает более разнообразия в исполнении, чем предыдущая. Стежки настилки различны и сделаны в два цвета. Контур состоит точно так же из двух рядов стежков вперед иголку, пополняясь и образуя маленький шнурок (см. рис. 729).
|
Ребрышки листьев и стебли исполнены косым швом гладью, направление которого меняется, смотря по мотиву для вышивания.
Для фона употребляется филейная канва темно-красного цвета; для стежков настилки — два тона желтого цвета и ярко-голубой цвет для контуров. Хорошо сделают, если поддублируют оконченную вышивку голубой материей, которая, просвечивая через петли канвы, придает работе мягкий вид.
Приклад. Шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. маисового и ржаво-каштанового цветов, шелковый шнурок D.M.C. № 20 небесно-голубого цвета, специальное мулине D.M.C. или лен мулине D.M.C. маисового цвета и цвета старого золота и нитки для точек D.M.C. № 30 небесно-голубого цвета.