Филе
Фон из филе, вышитого различными швами. (Рис. 706).
Мы имели уже случай в предыдущих объяснениях показать большое преимущество вышивания филе нитками различной толщины, но только по значительным мотивам можно действительно судить о том удачном эффекте, который получается, когда соединяют две нитки, заметно различные друг от друга по толщине.
Главные линии рисунка 706 штопальным швом делаются крайне толстыми и очень кручеными нитками, нитками для точек D.M.C., тогда как стежки пуэн д'еспри, равно как и кружочки в пустотах между ними исполняются из кордонне 6 нит. D.M.C.
Работа, воспроизведенная здесь, сделана из ниток цвета экрю, но ничто не препятствует тому, чтобы в ней соединялось несколько цветов. Так, например, для фона филе можно взять нитки орехово-коричневого цвета, для штопального шва - красно-кардинальского цвета, а для стежков пуэн д'еспри и других орнаментных стежков - золотое шине D.M.C. голубого или золотого цвета.
Материалы. Нитки для точек D.M.C. № 30 и кор донне 6 нит. D.M.C. № 15 белые или экрю или бумага перле D.M.C. №№ 5 и 8 орехово-коричневого, красно-кардинальского цвета и золотое шине D.M.C. с голубым.
Фон из филе с многоцветной вышивкой. (Рис. 707).
Этот незатейливый рисунок имеет совершенно особенную прелесть благодаря разнообразию материалов и цветов, которые соединяются в нем.
Филе, изготовленное из бумаги перле D.M.C. № 8, темно-шоколадного цвета, покрывается сначала стежками пуэн д'еспри, рассеянным на расстоянии друг от друга; эти стежки бледно-серого цвета (пепельно-серого) соединяются стежками штопального шва, для которых берут бумагу перле D.M.C. № 8 желтовато-серого цвета.
Специальное мулине D.M.C. цвета красной герани употребляется для изготовления маленьких центральных квадратов, равно как и для стежков цвета старого золота, которые обрамляют красные стежки.
Материалы для филе: бумага перле D.M.C. № 8 темно-шоколадного цвета. Для вышивки: бумага перле D.M.C. № 8 пепельно-серого и желтовато-серого цвета и специальное мулине D.M.C. № 25 цвета красной герани и старого золота.
Рис. 708. Бордюр с фоном
из вышитого филе в
персидском роде
Бордюр с фоном из вышитого филе в персидском стиле. (Рис. 708).
Филе с ровными петлями исполнено из бумаги перле D.M.C. № 8, вышивка тонким золотом и серебром для вышивания D.M.C. № 40, взятыми втрое, что быстрее подвигает работу и более выделяет стежки.
Зубчатые линии, которыми оканчивается маленький бордюр, сделаны снаружи золотом, а внутри серебром и требуют каждая по два ряда туда и обратно.
В первом ряду проводят нитку в горизонтальном направлении под двумя вертикальными петлями, потом, поднимаясь вкось через узел филе, поднимают снова две вертикальные петли, затем спускаются вкось через узел филе, пропускают нитку под следующими двумя вертикальными петлями и так далее, до тех пор, пока не будет окончен ряд. Второй ряд, которым кончается зубчатая линия, делается в обратном направлении. Нитка проходит по всем петлям, которые были подняты в первом ряду, и поднимает те, которые были пропущены.
Сам бордюр, исполняемый золотом, делается точно так же в два ряда; в первом выполняют фигуры штопальным швом и прокладывают первую нитку для промежуточных прутиков, которые пополняются, когда возвращаются назад во втором ряду, в котором в то же время исполняют нижнее обрамление фигур штопальным швом.
Отдельные фигуры наверху бордюра вышиваются золотом и серебром. Золотые нитки берутся для частей, вышитых штопальным швом серебряные же для пуэн д'еспри.
Исполнение пуэн д'еспри немного отличается здесь от того, какое мы описали выше. Петли завязываются не вокруг прутиков петель филе, но вокруг узлов филе.
Петля, которой оканчивается внизу ребрышко листка, делается в одно и то же время с пуэн д'еспри и следующим образом окружив петлю филе рядом стежков вперед иголку, которые служат настилкой, покрывают ее стежками через край таким образом, чтобы получилась витая петелька, к которой прибавляют еще ряд стежков вперед иголку.
Небольшой клетчатый фон, которым оканчивается модель вверху, делается из золота, причем нитка проводится стежками вперед иголку ломанными линиями через четыре петли филе, постоянно горизонтальными рядами.
Материалы. Бумага перле D.M.C. № 8 красно-гранатового цвета и г тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 90.
Фон, вышитый по филе с различными петлями. (Рис. 709).
Филе с простыми вытянутыми и двойными петлями, описанное и представленное на рис. 644, изображено здесь богато вышитым.
Для того, чтобы сделать отдельные стежки пуэн д'еспри, необходимо провести нитку до середины бридочки, окончить петли, образующие стежок, и вывести опять нитку к исходной точке, чтобы продолжить первую бридочку центрального кружка.
Потом класть штопальные стежки, из которых от 4 до 5 стежков скрещиваются только между 2 бридочками филе, тогда как следующие стежки протягиваются через 4 бридочки филе. Затем покрыть наискось натянутую нитку стежками через край до половины ее длины и протянуть нктку до следующего угла, чтобы сделать полукруг штопальным швом и так далее.
Материалы. Лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. белые или экрю(*).
Фон, вышитый по филе с различными петлями. (Рис. 710).
Здесь фон состоит из больших петель и квадратов, образованных девятью маленькими петлями и соединенных вытянутыми петлями; на этом фоне вышивают два рода звездочек по рисунку.
Большие фигуры, сделанные штопальным швом в форме пирамид, окружают маленькую звездочку из натянутых ниток, зашитых стежками через край.
Маленькие фигуры состоят из треугольников штопальным швом и исполняются вокруг нитки, натянутой вкось, образуя в центре маленький паучок.
Материалы. Лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. белого цвета или экрю.
Два квадрата из вышитого филе. (Рис. 711 и 712).
Эти два квадрата, исполненные на фоне гладкого филе, употребляются для приготовления небольших покрывал, в которых квадраты филе чередуются с квадратами гладкого полотна. Из них можно также составлять прошивки, помещая квадраты прямо один подле другого.
Когда же квадраты назначаются для наружной отделки, для них выбирают одно из тех кружев, которые будут описаны дальше. Для всех этих моделей употребляют нитки для кружев D.M.C. одинаковой толщины для филе и для вышивки.
Раз филе натянуто на раму, начинают вышивку частей, вышитых тканым швом (рис. 659 — 661), после чего исполняют наружные части пуэн д'еспри (рис. 662 и 663).
Только потом делают штопальным швом маленькие выпуклые листочки с двумя ребрышками (рис. 667 и 668), затем стебли и паучок в центре, а также и проходящий через стебли листочков круг штопальным и тканым швами и, наконец, пуэн д'еспри внутри круга.
Во втором квадрате действуют таким же образом. Сделав части, зашитые тканым швом и пуэн д'еспри, вышивают контуры листочков, которые требуют 6 рядов штопального шва, затем исполняют стебли и, наконец, внутренний круг в шесть рядов штопального шва.
Материалы. Лен для вязания D.M.C., нитки для кружев D.M.C. или эльзасские нитки белого цвета или экрю.
Два кружева из вышитого филе. (Рис. 713 и 714).
Для этих кружев можно сделать филе или в виде прямой полосы, или с зубцами со свободными петлями по объяснениям, данным в начале этой главы.
Окончив вышивку, украшают фестонами край, и, если вышивка сделана на прямой полосе, отрезают лишние петли.
В кружеве на рис. 713 фон заполнен стежками пуэн д'еспри. Звездочки фестончатым швом, сделанные по рис. 678, украшены внутри маленьким паучком и окружены четырьмя рядами штопального шва, который заставляет более выделяться фигуры.
В кружеве на рис. 713 фон заполнен стежками пуэн д'еспри; кайма образована из отдельных квадратов штопальным швом, а главные фигуры представляют квадраты, имеющие в центре маленький кружочек с ребрышками, а по углам треугольники фестончатым швом.
Материалы. Лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. белого цвета или экрю.
Рис.715. Прошивка из вышитого филе
Прошивка из вышитого филе. (Рис. 715).
Эта прошивка составлена из двух различных мотивов, разделенных друг от друга полосами тканым швом. Каждый мотив окружен пуэн д'еспри и треугольниками фестончатым швом.
Сами мотивы состоят из треугольников, различно расположенных и окруженных четырьмя рядами штопального шва; ромб штопальным швом окружает паучок, помещенный в центре.
Материалы. Лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. белого цвета или экрю.
Квадрат из отрезного филе. (Рис. 716).
Лишь не-многие рисунки позволяют так пользоваться всеми швами, которые были описаны до сих пор, как квадрат, о котором идет речь здесь. На фоне очень тонкого филе делают сперва более толстой ниткой части, зашитые тканым швом, потом кружевной фон и кружочки с ребрышками, рис. 675, отрезные бридочки, рис. 684, среди очень сближенных кружочков и бридочки штопальным швом.
Материалы. Нитки для кружев D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. экрю.
Кружево из отрезного филе. (Рис. 717).
В кружеве замечаются снова различные тона цветов: так, филе сделано снежно-белого цвета, а кружевные швы — цвета крем; крайние кружочки, заполняющие совершенно квадраты, вышиты тем же самым цветом: для выпуклых кружочков и для звездочек мы употребили лиловато-серый цвет, для длинных бридочек штопальным швом — зелено-желтый, а для крестов тканым швом брали попеременно лиловый и зеленый цвета.
Материалы. Для филе и для вышивки: бумага перле D.M.C. № 8 снежно-белого, маисового, лиловато-серого и желто-зеленого цветов.