Филе
Фон скрещивающимся пуэн д'еспри. (Рис. 687).
Покройте сначала всю поверхность, назначающуюся для вышивки, простым пуэн д'еспри (рис. 663); потом натяните по диагонали нитки, из которых одни пройдут сверх пуэн д'еспри и под узлами филе, а другие — под пуэн д'еспри и сверх узлов филе и натянутой нитки.
Эти перекрещивания должны делаться очень правильно и систематически.
Фон, сделанный из горизонтальных ниток. (Рис. 688).
Сделайте полукресты сверх 4 квадратов филе, потом пропустите нитку снизу 3 узлов и под 2 петлями филе. Во втором ряду скрестите нитку с ниткой первого ряда, и вы получите фон, который представляет рисунок.
Фон, сделанный швами один над другим. (Рис. 689).
Покройте сначала швом крестом целый ряд квадратов и пропустите 3 ряда петель
Когда вы покроете достаточное число рядов крестовидным швом, возьмите очень длинную нитку и пропустите вашу иголку снизу вверх и справа налево под двумя бридочками третьего верхнего квадрата; потом спустите до первого квадрата из трех нижних рядов и пропустите справа налево под бридочками таким образом, чтобы сохранялся промежуток из трех квадратов между новыми стежками. Следующий ряд стежков делается таким же образом, так что стежки не только пересекаются, но прикрываются обоюдно.
Фон решеткой. (Рис. 690).
Пропустите сначала нитку взад и вперед под 2 вертикальными бридочками и сверх 3 горизонтальных. Когда фон покрыт совершенно, проведите нитку справа налево под бридочками, на которых скрещиваются нитки первых рядов; потом пустите нитку сверх вытянутых крестов, соответствующих по длине 5 квадратам филе и проведите ее по той же линии под бридочками филе.
По возвращении назад, длинные стежки скрещиваются сверх стежков первых рядов.
Нижние ряды работаются в горизонтальном направлении, верхние - в вертикальном.
Фон русским швом. (Рис. 691).
Начните сверху; пропустите нитку справа налево под бридочкой филе, пустите нитку сверх 4 квадратов вниз и пропустите ее снова справа налево под второй вертикальной бридочкой; поднимитесь опять вверх и покройте снова 4 квадрата филе и так далее.
Стежки следующих рядов делаются таким же способом; только следует взять мерку для вытягивания петель, образованных стежками на том же самом ряду узлов филе.
Фоны, сделанные из ниток разной толщины.
Вот здесь-то и начинается серия швов, о которых мы упоминали в начале главы и которые мы переписали с самых достопримечательных и древних образцов, которые существуют только в античном роде филе.
Во всех фонах, сделанных посредством двух сортов ниток, кончают сначала все стежки, которые должны быть исполнены толстой ниткой.
Фон штопальным швом и пуэн д'еспри. (Рис. 692).
Толстая нитка служит для того, чтобы делать стежки штопального шва, которым начинают фон, и стежки в виде миндалины, соединяющие штопальные стежки; тонкая нитка употребляется для пуэн д'еспри.
Фон маленькими кружочками пуэн д'еспри. (Рис. 693).
Берут толстую нитку и кончают кружочки только сверх бридочек на всей поверхности филе. Потом, пользуясь более тонкой ниткой, обрамляют их пуэн д'еспри, который исполняется рядами, как это видно на рис. 693.
Фон из клеток штопальным швом и пуэн д'еспри. (Рис. 694).
Штопальные стежки делаются в горизонтальном направлении и исполняются из толстой нитки сверх 4 квадратов филе, чередуясь с пуэн д'еспри из тонкой нитки, покрывающим то же число квадратов.
Фон из биэ, обрамленных петлями. (Рис. 695).
Проведите иголку с толстой ниткой под первым узлом справа налево, потом под следующим узлом слева направо. Повторите те же самые стежки два раза туда и обратно таким образом, чтобы квадраты филе были украшены двойным обрамлением.
Когда весь фон будет покрыт этими первыми стежками, возьмите тонкую нитку и сделайте стежки пуэн д' еспри в квадратах, которые находятся между рядами стежков, пропуская иголку правильно сверх двойного стежка. В конце концов, перекрестите пуэн д' еспри косыми линиями и пропускайте иголку всякий раз насквозь узла филе.
Фон из биэ крестом. (Рис. 696).
Для того, чтобы сделать этот рисунок, который имеет много общего со швом предшествующего рисунка, обрамляйте квадраты филе 3 раза туда и обратно, потом в четвертый и пятый раз сделайте тонкой ниткой крестовидные стежки сверх первых стежков.
|
Фон из квадратов штопальным швом и стежками через край. (Рис. 697).
Фоны, в которых штопальные стежки более многочисленны или, по крайней мере, в одинаковом количестве в каждом квадрате, имеют всегда менее легкий вид, чем те, которые мы только что описали. Ими пользуются только для затененных и очень плотных частей.
Заполните диагональную линию квадратов штопальными стежками, помещая их в квадраты насколько возможно больше, но однако, в количестве, одинаковом для всех квадратов, потом пустите нитку между квадратами и удвойте ее, идя назад стежками через край.
Фон из квадратов штопальным швом и маленькими кружочками. (Рис. 698).
На рисунке 698 квадраты заполняются теми же самыми штопальными стежками, что и на рис. 697 и вместо длинных бридочек в каждый из пробелов вставляется кружочек.
|
Фон из квадратов штопальным швом и большими кружочками. (Рис. 699).
На рис. 699 штопальные стежки так же как и кружочки, покрывают 4 петли филе.
Фон большими кружками. (Рис. 700).
Фоны известной величины могут быть украшены большими кружками, которые исполняются одним или другим способом из показанных на рис. 673 - 675.
Фон штопальным швом и швом крестом. (Рис. 701).
Зашив сперва филе штопальным швом, переходят к крестовидным стежкам. Чтобы придать им правильную форму, заканчивают сначала все ряды стежков в одном направлении; в следующих рядах, которые перекрещивают первые ряды, вводят нитку между стежками, которые были скрещены сначала.
Фон геометрическими фигурами. (Рис. 702).
Этот шов, который нисколько не похож на предыдущие швы, исполняется посредством простых геометрических линий.
Укрепите нитку к одному узлу филе, потом пропускайте ее постоянно по диагонали под 3 другими бридочками филе и повторяйте так 3 раза; после этого обвейте один раз четвертую бридочку филе, чтобы укрепить нитку, и возвратитесь к узлу, уже обрамленному, чтобы начать делать таких же 4 ряда, как сначала. Проводя постоянно нитку к точке скрепления первого квадрата, вы получите на двух сторонах 4 натянутых нитки, на двух других сторонах 5 ниток.
Прошивка из филе, вышитого штопальным швом. (Рис. 703).
Прошивка, представленная здесь, дает тем из наших читательниц, которые не имеют терпения, необходимого для исполнения кропотливых и требующих много времени работ, средство изготовить одну из самых прелестных работ, которой они могут украсить безразлично какие вещи: белье, занавеси или столовое белье.
Филе с прямыми петлями представлено на рис. 648, 652 и 654, штопальный шов - на рис. 658.
Для лиц, которые не захотят дать себе труда сделать фон из филе, мы рекомендуем употребить вместо него филейную канву, красивую ткань, очень прочную и в точности имитирующую ручную работу. Рисунок широкого бордюра сделан горизонтальными рядами; маленькие зубчатые линии по краям, напротив, вертикальными стежками.
Материалы. Для филе: лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. Для вышивки: лен мулине D.M.C. или специальное мулине D.M.C., белое или экрю.
Квадрат из филе Ришелье. (Рис. 704 и 705).
Работы из филе Ришелье отличаются от других родов вышитого филе простой исполнения и оригинальностью рисунков.
Это — исполняется на фоне очень тонкого филе, мотивы цветов и листьев, образующие маленькие ветви, сгруппированные иногда вокруг вазы очень изящной формы.
Главные фигуры сделаны тканым швом; их контуры, обрамленные толстой ниткой, ясно выделяются на фоне филе. Эта же самая толстая нитка употребляется для образования маленьких ветвей, стеблей и цветов.
Для того, чтобы сделать филе и для тканого шва, употребляют нитки для кружев D.M.C., лен для вязания D.M.C. или эльзасские нитки D.M.C. из тонких номеров. Для контуров берут лен для вязания D.M.C. или нитки для точек D.M.C. толстых номеров.
Тканый шов делается здесь в два ряда, а не в четыре, как мы показали на рис. от 659 до 661.
Привязав нитку к узлу филе, проводят иголку взад и вперед под петлями и сверх петель филе таким образом, что поднимают каждую вторую нитку; идя обратно, поднимают нитки, которые были пропущены, когда шли вперед.
Во втором ряду стежков, дополняющем тканый шов, повторяют тот же самый шов, работая совершенно так же, как и тканым швом, то есть поднимая одну нитку и пропуская следующую.
Обрамление толстой ниткой, так же, как и исполнение маленьких цветов и стеблей, очень ясно указаны на рисунке и не требуют других пояснений.
Материалы. Лен для вязания D.M.C. №№ 6 и 40, белый или эльзасские нитки D.M.C. № 30, экрю.