Вышивка по полотну и батисту
Монограмма A и D. (Рис. 119).
Буква A вышита синим с красной "тенью".
Буква D полосатая, голубая с белым.
Вставочка в ней — справа голубая с синим.
Мелкое украшение — любых оттенков.
Монограмма V и S. (Рис. 120).
Обе буквы вышиты серым и окаймлены черным.
Монограмма предназначена для траурного платка.
Монограмма R и C. (Рис. 121).
R - вышито гладью и окаймлено в шнурочек.
C - вышито гладью без окаймления, но средняя часть, между очень узкими шнурочками, представляет косые полоски песочным швом и гладью.
Монограмма G и E.(Рис. 122)
Буква E - белой гладью. Буква D - очень тонкой бумагой цвета слоновой кости, строчкой, настилкой, узелками и гладью.
Короны.
На рисунках видны разные способы вышивки корон.
Все детали корон надо исполнить с необыкновенной точностью, особенно части, изображающие камни и жемчуг.
Короны делаются цветными только в том случае, если сами буквы цветные.
Дворянская корона. (Рис. 123).
Вышивка белая.
Под шариками надо сделать очень толстую настилку, чтобы они вышли очень выпуклыми.
Зубцы под шариком заполнены песочным швом.
Баронская корона. (Рис. 124).
Вся корона сделана гладью двумя разными цветами.
Графская корона. (Рис. 125).
Вся корона вышита белой гладью, исключая зубцы под шариками, которые исполнены тонким ажуром.
Княжеская корона. (Рис. 126).
Этот образец короны принят всеми владетельными князьями всех стран.
Она вышита у нас гладью.
Фон, на котором выделяются хвостики горностая, можно сделать песочным швом или плоской гладью. (Рис. 274 и 276).
Буквы и монограммы, вышитые швом фантази.
Если желают вышить простые буквы и поскорее, то исполняют их в петлю, строчкой, русским швом или сутажем.
Простой шов для букв пригоден для хозяйственного белья, особенно для простынь и надписей на скатертях.
Буква J. (Рис. 127).
Шов в петлю (рис. 229, 254 и 255)
Чем тоньше нитки и чем мельче и правильнее стежки, тем красивее выходит метка.
Буква D. (Рис. 128).
Кружевной шов.
Сделав контур двойным стебельком, пространство между ними заполняют паучками - штопальным швом. (См. рис 673 и 674).
Монограмма G и W. (Рис. 129).
Такие монограммы и составлять, и исполнять очень легко.
Начертания букв очень просты, а между тем вышивка выходит красиво.
Мы советуем для них шов в петлю (рис. 229) и в петлю с обмоткой (рис. 230).
Буква A. (Рис. 130).
Буква шрифта рондо вышита двойной строчкой с изнанки (рис. 75) цветными нитками.
Буква M. (Рис. 131).
Новейший готический шрифт.
Шов двойной строчкой с изнанки и шнурком.
Буква A. (Рис. 132).
Старый готический шрифт. Вышивка в два цвета.
Светлым цветом сделан шнурочек и двойная строчка с изнанки.
Более темным цветом заполняют строчкой просветы между пересекающимися нитями двойной строчки.
Буква A. (Рис. 133).
Контур буквы делается плоским светлым сутажем.
Арабески исполняются темным сутажем.
Тюлевый шов (рис. 890) между контурами делается эльзасскими нитками (нитками).
Такие буквы пригодны для скатертей, простынь и т.п.
Алфавит сутажем. (Рис. 134-139).
Этот алфавит взят из одного венецианского издания 1562 г. Джован'Антонио Тальенте, секретаря-каллиграфа республики.
Эти буквы очень трудно исполнить каким-нибудь выпуклым швом, но для них очень пригоден сутаж.
Укладывание сутажа и переплет его показаны на рис. 136 и 137.
|
Способ исполнения перетяжек, соединяющих два шнурочка и исполнение гладью листочков, дополняющих буквы, — объясняется рис. 138. Рис. 139 показывает законченную букву А.
Рис. 140
Узенькая прошивка
гладью и строчкой
Рис. 141 Исполнение
ажурной дорожки
Узенькая прошивка гладью и строчкой. (Рис. 140).
Начинают с листочков гладью. Черешок делается косым шнурочком.
Две линии, окаймляющие дорожку, делаются прямым шнурочком (см. рис. 71).
Когда вышивка окончена, начинают дорожку, для которой нитки выдергивать не нужно.
Дорожка образуется стягиванием ниток материи. Как видно на рис. 141, для ажура нужно шесть ниток в высоту. Начинают снизу справа.
Рис. 142 Бордюр гладью и песочным швом
с ажурными паучками
Делают двойной стежок строчки слева направо, захватывая шесть ниток.
Следующий двойной стежок, наклонный вправо (через три нитки назад), захватывающий шесть ниток в высоту.
Потом двойной стежок вверху (как внизу - через 6 ниток).
Потом опять наклонный — вниз, в туже дырочку.
Продолжать так же, сильно стягивая нитки. Дырочки делаются сами.
Рис. 143
Цветок гладью и ажуром
Бордюр гладью и песочным швом с ажурными паучками. (Рис. 142).
Несмотря на тонкий рисунок, исполнение этого бордюра нетрудно.
Цветочки в 6 лепестков, окружающие паучки, делаются прямой гладью.
Цветочки на веточках - в 5 лепестков - гладью вкось, с нервом посреди.
Листочки, окаймленные в шнурочек, вышиты песочным швом.
Песочный шов заполняет также просветы в большой розетке.
Исполнение паучков, контур которых сделан шнурочком, вы найдете в главе о вышитом кружеве.
На узоре разбросаны еще группы глазков, сделанных через край.
Цветок гладью и ажуром. (Рис. 143).
Такая вышивка гладью носит название швейцарской.
Прежде всего делаются ажурные середки. Объяснение этого шва сделано в главе "строчка по полотну" (рис. 772 и 774).
Потом делаются глазки через край. Только после этого начинают настилку для шва гладью.
Три мотива английским швом. (Рис. 144, 145 и 146).
В старину вышивку, состоявшую исключительно из глазков, называли английским швом.Теперь эти вышивки носят названия "Мадер".
Вышивка так прочна, что после долгого употребления края не расползаются.
Мотивы рис. 144 и 146 закончены рядом теневых кружков, мотив рисунка 145 - зубчиками.
Мотивы вышивки "Ренессанс". (Рис. 147 и 148).
Название ренессанс применяется к вышивке, отдельные фигуры которой соединены перекладинками (или уздечками) без пико.
Фестонный шов контуров делается по обметке в один ряд и везде одинаковой ширины, исключая внешний край, где его можно сделать пошире. (Рис. 147).
Цветочки и листья (рис. 148). украшены по наружному краю пико, исполненным почтовым швом. (См. описание в главе о кружеве, рис.870).
Мотив вышивки "Ришелье" (Рис. 149).
Вышивка "Ришелье" отличается от "Ренессанс" тем, что на всех перекладинках делаются пико почтовым швом.
Оба эти шва употребляются большею частью для столового и постельного белья.
Мотив венецианского шва. (Рис. 150).
Очень выпуклый фестонный шов, называемый теперь "венецианским", заимствован с узоров венецианского кружева, отличающегося большою выпуклостью своих контуров. В венецианской вышивке кружевной ажур заменен материей.
Но эта материя редко представляет гладкий фон. Чтобы вышивку еще больше сделать похожей на кружево, фон фигурок заполняют стежками шва фантази, как те, что изображены на нашем рисунке.
Рис. 151. Прошивка венецианским швом
Перекладинки делаются с пико и без пико. Исполнение пико подробно описано в главе о кружеве (рис. 866 - 871).
Настилка под фестонный шов должна быть как можно толще. Для этого берут бумагу для штопки по 6-8 ниток и приметывают ее редкими стежками. Эти нитки имеют вид шнурка, наложенного на узор.
Где контур делается шире и нитки недостаточно заполняют фестон, там постепенно подбавляют ниток; а там, где фестон суживается, ниток отбавляют.
Материю под перекладинками вырезают только тогда, когда вышивка совсем кончена.
Прошивка венецианским швом (рис. 151).
Прошивка предназначается для скатертей, наволочек, простынь и т. п. Для фона берут тонкое полотно, но, однако, такое, чтобы легко можно было отсчитывать нитки. Объяснение различных швов дано в главе о вышитом кружеве.
Рис.152
Бордюр датским швом "Хедебо"
Бордюр датским швом "Хедебо" (рис. 152).
Датские крестьянки украшают свое белье богатым шитьем с ажуром.
Рис. 152 представляет конец полотенца. Этот же узор можно употребить на небольшие скатерти, дорожки на столе, накидки на мебель и т. п.
Работу начинают с ажурных квадратиков, которые разделяют всю вышивку на квадраты и треугольники. Квадратики вышиваются ровные по отсчитанным ниткам. Закончив их, наводят узор для фигурок.
Фигуры начинают с ажурных середок (см. рис. 802 - 817 в главе о кружеве).
Потом делают настилку для глади и вышивают остальные фигуры. Узор окаймлен ажурной строчкой.
Бордюр швом "Пике" (рис.153).
Швом "пике" называют вышивку по толстому и прочному полотну, где контуры обведены шнурком или швом в шнурок и где фигуры заполнены разными швами, подражающими узорной ткани. Эта вышивка обыкновенно употребляется для одеял и покрывал, для детского платья и т. п.
На прилагаемом рисунке все части заполнены дамасским швом, объяснение которого дано в главе о кружеве (рис. 794 - 801).
Шнурок, образующий контуры, связан крючком (цепочкой с воздушными петлями). Фоном служит гладкое полотно или пике.