Шитье строчкой или ажур по полотну
Малороссийская строчка: "мережка" и "прутик".
В Малороссии с давних пор в большом употреблении домашняя ручная строчка, которая, кроме особого рода стежка, отличается еще тем, что из материи выдергивают только горизонтально проходящие нити, т. е. уток, в несколько рядов, разделенных полосами цельной материи, и затем обвивают свободные нити вместе с этими, оставшимися нетронутыми полосами.
По способу исполнения эти работы разделяются на две категории, из которых первая носит название "мережки", а вторая - "прутик". Работы первой категории исполняются исключительно настилкой; во второй же встречаются и обвитые столбики - "повивки".
Чтобы получилось безупречно красивое исполнение в обоих родах работы, важно, чтобы нити выдергивались только для того ряда, который обвивают тотчас же, а нити для следующего ряда следует выдергивать только тогда, когда кончен весь предыдущий ряд.
Рис. 766. Бордюр из малороссийской "мережки"
Бордюр из малороссийской мережки. (Рис. 766).
Для первого и последнего ряда выдергивают с каждой стороны по две горизонтальные, т. е. долевые нити, между тем как для самого бордюра выдергивают для каждого ряда строчки по пяти нитей, оставляя полосу в четыре нити. Все ряды делаются справа налево, за исключением первого, который делается в обратном направлении.
Удалив вышеупомянутые две нити, отделывают верхний край показанным на рис. 730 швом, т. е. простой строчкой.
Покончив с этим рядом, пропускают четыре нити и дальше выдергивают пять нитей. Эти четыре нити обвиваются одновременно с исполнением настилки первого ряда самого бордюра (след. 2-го ряда работы), и дальше со следующими невыдернутыми рядами поступают так же.
Начиная справа, обвивают вертикальными стежками полоску невыдернутых нитей до тех пор, пока дойдут до левого конца ряда. Затем покрывают образовавшийся от выдергивания основы, т. е. горизонтальных нитей, просвет особого рода настилкой, которая состоит в том, что возвращаясь назад, накладывают нитку на известное количество свободных нитей и затем, идя опять справа налево, прихватывают эту нитку между каждыми двумя пучками маленьким вертикальным стежком, как это изображено на рис. 761 на углах.
Когда ширина просвета заполнена троекратным накладыванием и прихватыванием нитки, то при помощи косого стежка с изнанки переходят опять к обвивке следующей полосы, а потом к следующему ряду настилки и т. д. до конца, внимательно следя за рисунком. Заключительный ряд таков же, как и начальный, только он исполняется так же, как ряды самого бордюра, т. е. справа налево.
Бордюр из малороссийского "прутика". (Рис. 767).
Исполнение "прутика" во всем сходно с исполнением "мережки", но так как он представляет фон в виде решетки из повитых столбиков, то самый рисунок резче выделяется на нем.
Способ исполнения тот же, как при мережке; не встречающиеся в мережке столбики получаются здесь троекратной обвивкой вертикально идущих свободных нитей (смотри рисунок).
Рис.767. Бордюр из малороссийского прутика
Двухсторонняя строчка (punto tagliato).
Для этой строчки вытаскивают нити по двум направлениям — в длину и в ширину в большем или меньшем количестве, смотря по исполняемому рисунку. Те нити, которые остаются между выдернутыми, служат основанием для различного рода стежков.
Для двухсторонней строчки (или ажура) следует выбирать такие материи, у которых уток и основа одинаковой толщины и у которых нити расположены на одинаковом расстоянии, а иначе по удалении нитей не получится правильный квадрат.
Отрезание нити у остающейся каймы из материи. (Рис. 768).
Очень часто двухсторонняя строчка употребляется для вставок, как бы инкрустаций, в цельных кусках. В таких случаях нужно сперва отрезать нити на несколько миллиметров внутрь, отступая от края каймы, и только тогда уже вытащить их, чтобы кругом узора кайма из материи осталась нетронутой.
Для многих рисунков следует выдергивать ровно столько же нитей, сколько их оставляют для обвивки. На рис. 768 изображена клетка из четырех вынутых и четырех оставшихся нитей.
Удаление нитей с обеих сторон, не оставляя коим. (Рис. 769).
Рис. 769 изображает кусок материи, в котором нити выдернуты с обеих сторон до конца, причем в каждом ряду выдернуто по четыре нити, а оставлено по три. Такое отступление от правила допускается тогда, когда рисунок должен быть очень прозрачный.
Обметывание краев. (Рис. 770).
Если работа исполняется на очень тонком, частом полотне, то можно просто вырезать нити; но если полотно или вообще материя грубее, или если рисунок заканчивается в виде лесенки, то следует обметывать края у выреза, как обметывают петли или зубчики гладью.
Обвивка краев. (Рис. 771).
Обвивка краев, пожалуй, еще лучше, чем обметывание. Пересчитав нити, которые следует выдернуть, обшивают швом вперед иголку по самому краю рисунка и затем уже отрезают нити на расстоянии не меньше двух нитей от внутреннего края узора. Затем накладывают по краю одну или две нити и просто обвивают его через эти нити.
Образчики двухсторонней строки или ажура.
Здесь мы дадим несколько образчиков, которые могут служить сами по себе для квадратов или коим, или же для заполнения отдельных частей больших рисунков.
Простая решетка. (Рис. 772).
Следует вытащить в обоих направлениях нити по три, оставляя промежутки в три нити. Образовавшиеся от этого клетки косой обвивкой превращаются в решетку из столбиков. С лица каждый крест из нитей перевивают косым стежком, а пучки свободных нитей, глядя по их расположению, обвивают двумя вертикальными или горизонтальными стежками, как ясно показано на рисунке.
Перевязанные по одному разу пучки или кустики. (Рис. 773).
Вытащить в обоих направлениях по четыре нити с промежутками также в 4 нити.
Этот рисунок исполняется косыми рядами посредством обвязывания узлом каждых четырех свободных нитей. Образование узла ясно видно на рисунке.
Фон из "point-d'esprit" или "перехлестка" (пуэн-д'еспри). (Рис. 774).
Вытащить в обоих направлениях по четыре нити с промежутками также в четыре нити.
Стежки "перехлестки" через один просвет обхватывают с каждой стороны четыре свободные нити. Стежки эти делаются одной ниткой, в связи друг с другом, как видно на рисунке, и притом в косом направлении. Стежки "point-d'esprit", или "стежки петлями", делаются следующим манером: прикрепив нитку к одному из пучков свободных нитей, обхватывают иглой сверху другой, лежащий под углом пучок, и выводят его из-под него налицо же так, чтобы нитка обвилась один раз вокруг себя самой, потом опять обхватывают третий пучок против первого такой же петлей, потом четвертый - против второго и, наконец, возвращаются к тому пучку, с которого начали. Таким образом, готова перехлестка в одном квадратике.
Переходят к другому, наискосок вниз, скрывая нитку по изнанке материи. Так покрывают все пространство материи, где выдернуты нитки, причем работа идет всегда косыми рядами.
Такой же фон с перехлесткой в каждой клетке. (Рис. 775).
Вытащить в обоих направлениях по шести ниток с промежутками также в шесть нитей.
Здесь каждый пустой квадрат заполнен перехлесткой, но стежки ее не захватывают весь пучок, а только три нити, и кроме того работа ведется не косыми рядами, а прямыми, вертикальными, отчего происходит то, что каждый квадрат заполнен. А между квадратами из ткани получаются овальные дырочки.
Прозрачный фон с перекрестом из нитки. (Рис. 776).
В обоих направлениях вытаскивают по четыре нити и оставляют промежутки также в четыре нити. Затем натягивают диагональные нити и закрепляют их перевивкой.
На рисунке все нити, идущие справа налево, и часть идущих слева направо натянуты и перевиты, и ясно видно исполнение натяжки и способ прикрепления нитей к краям. После того, как готовы все диагональные перевитые нитки, окружают маленькие квадраты из материи стежками коробочкой, подвигаясь в горизонтальном направлении.
Фон с перевязанными один раз кустиками и паутинками. (Рис. 777).
По обоим направлениям вытаскивают по девяти нитей. Кустики перехвачены в вертикальном и горизонтальном направлениях простыми стежками петлей, как показано на рис. 773; затем натягивают диагонально нитки слева направо, причем в квадратиках ткани пропускают нитку под тремя средними нитками. При втором натягивании нитки - справа налево, три свободные нитки в середине пустых квадратов охватывают узлом из той же нитки в месте своего пересечения, и таким образом получается паутинка в восемь лучей.
Фон с тройными рядами переплетенных пучков паутинками и выпуклыми кручеными кружками. (Рис. 778).
В обоих направлениях вытаскивают по двенадцать нитей, оставляя промежутки также в двенадцать нитей. Свободные нити разделяются на три группы, по четыре нити каждая; затем каждая группа опять делится пополам, нити переплетают и закрепляют пропущенной через них ниткой.
После этого натягивают еще диагональные нитки, которые пропускают в квадратах материи под четырьмя средними нитями и при помощи которых в пустых квадратах образуют паутинки, связывая ими перекрещивающиеся нити. На квадратиках из материи пропускают нитку четыре раза кругом под диагональными нитями, отчего получается на этих квадратиках маленькое круглое выпуклое украшение.
|
|
Фон с двойными кустиками, паутинками, с перехлесткой и ромбами (косыми квадратами) гладью. (Рис. 779).
По обоим направлениям вытащить по двенадцать нитей и оставить их столько же в промежутках.
Следует разделить свободные нити как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении на две группы по шести нитей и перевязать их посредине при помощи пропущенной под ними нитки, связанной сверху простыми узелками. Пустые квадраты заполняются косопоставленной перехлесткой, которая, опять-таки при помощи узлов, соединяется с идущими накрест первыми рядами нитки. По положению иглы на рисунке ясно видно, как исполняется эта перехлестка паутинкой. На квадратах из материи вышиты ромбы из русской глади, причем нитки наложены попеременно, то горизонтально, то вертикально.
Примечание. При объяснении работ мы будем называть вертикальным то положение нитей или рядов строчки, при котором они идут поперек материи или всей работы, и горизонтальным, наоборот, долевое направление.
Рис.780. Бордюр из двойной строчки и
настилки по фону
Бордюр из двойной строчки и настилки по фону. (Рис.780).
Очень часто встречаются узенькие бордюры из двойной строки и настилки по фону в виде промежуточных вставок между плетеным кружевом и такой же прошивкой. На рис. 780 мы даем образчик такого бордюра.
Он сделан по толстому, очень чисто сработанному полотну. Сверху и снизу сделана продольная полоска строки коробочкой через три нитки (см. рис. 740 и 741); средняя полоса также разделена на четырехугольники и треугольники рядами косой строки коробочкой (см. рис. 742).
Треугольники вышиты настилкой по фону, а в четырехугольниках сделана звезда строчкой.
После того, как нити для звезды удалены из полотна, следует сначала обвить края (рис. 771), а затем обвить свободные пучки нитей, чтобы получились столбики.
Середина звездочки украшена паутинкой из обвивки, а прилегающие к ней свободные поля заполняются крестиками из перевитой нитки.
Материал. Крученая бумага или нитка, коклюшечные нитки для строки и мягкая нитка для настилки. Особенно хороши белые нитки для небеленного материала.